Ведёт занятия по паблик-арту (так иначе называют эту дисциплину) специалист по эстетике, член совета Ассоциации искусствоведов Норвегии Екатерина Шарова. Родом она из Архангельска, но долгое время жила и работала в Осло.
Паблик-арт — это искусство вокруг нас: не то, которое пылится под защитой стен музея и тётенек-смотрительниц, а то, которое постоянно открыто взору и непогоде — памятники, мозаики, барельефы и даже граффити.
— Городское арт-пространство — это то, что формирует нашу идентичность, — считает Екатерина. — Во многих городах России сейчас люди вообще не знают, кто и что они такое. И искусство должно им в этом помочь.
У самой Екатерины Шаровой вообще очень демократичное понимание эстетики: к ней она относит и явления из смежной дисциплины — дизайна: рекламные щиты, эмблемы на городских зданиях, — например, знаменитый синий кружочек с двумя «волнами» — логотип ГТРК «Поморье». Кстати, он, по-мнению преподавателя и её студентов — искусствоведов-бакалавров четвёртого курса, —пример хорошего дизайна.
Думайте и говорите
На первый взгляд может показаться, что такие занятия — сплошная «лафа». Хорошенькое дело: гуляешь, свежим воздухом дышишь, по сторонам глазеешь — разве плохо? Преподаватель на юных искусствоведов не наседает: даты, фамилии архитекторов и художников-монументалистов учить на зубок не заставляет. По словам Екатерины Шаровой, ей главное, чтобы студенты говорили сами, учились думать.
Вот, например, мозаика на фасаде бассейна «Водник». Педагог предлагает студентам описать арт-объект. Начинают с простого: выполнен, дескать, в технике мозаики. Потом бакалавры относят мозаику к послевоенному периоду. Почему послевоенному? Потому что в 30-е годы на пике был сталинский ампир, а тут — явно конструктивистская работа.
Под впечатлением
О стрит-арте говорим отдельно и предметно. На открытый полевой урок специально пригласили архангельского художника-графитчика Артёма Хазанова. Его роспись, к примеру, можно увидеть на одном из архангельских кафе на Троицком. С ней, кстати, любопытно получилось: заказчик хотел чего-то жёлтого, в стиле рекламы чая «Lipton», а ещё, чтобы что-то от Малевича было. Но в итоге сошлись на более лёгкой, «попсовой» версии с девочкой-хипстершей и грузовичком.
Кроме того, Артём принял участие в проекте «Под впечатлением» Архангельского музея изобразительных искусств. Теперь уличную галерею музея украшают два его граффити — интерпретация полотна Марка Шагала «Двое над городом» и «Мадонны Порт-Льигата» Сальвадора Дали. Кстати, скоро уличная галерея музея пополнится, и на этой раз архангелогородцы смогут поучаствовать в отборе кандидатов.
От «Водника» — мимо танка у «Полярного», мимо забытого полуразвалившегося цирка, мимо монументального Ленина Льва Кербеля — образовательная экскурсия добирается до музея ИЗО. Лекция продолжается, но уже без нас.