На портале «Православие на северной земле» размещена заметка главы миссионерского отдела Архангельской епархии, возмущённого выставкой «Линия любви». Автор пишет:

«Как? Почему? С какой целью в столице Русского Севера, городе святого Архангела Михаила преодолён очередной барьер вседозволенности. Очередная «марианская» впадина безнравственности и бездуховности нашей областной культурной элитой успешно покорена. В первый день Великого поста в архангельском музее ИЗО, где хранятся многие православные святыни, открылась выставка с откровенно порнографическим содержанием…».

Обратимся к первоисточникам. Одна из книг «Ветхого завета», «Песнь песней», глубоко эротична. При этом книга, воспевающая и высокую, и вполне «земную» любовь, предельно откровенно описывающая красоту человеческого тела, остаётся целомудренной. И до сих пор никто не предлагал исключить эту книгу из состава Библии, потому что земное и небесное может сосуществовать гармонично. Просто важно ничего не путать и не подменять понятия.

Пикассо? Матисс? Анафема!

Выставка «Линия любви», которую отец Евгений подозревает в порнографии, открылась 13 марта не по какому-то умыслу работников архангельского музея ИЗО. Первоначально вернисаж готовился к 8 марта, но по техническим причинам был перенесён на более поздний срок. Кстати, открылась выставка не специально на Прощёное воскресенье, а просто: в воскресный день 13 марта. Выставок в музее всегда открывается много, и происходит это в разные дни. Так что обвинение в том, что вернисаж «издевательски приурочили к началу Великого поста» попросту несправедливо.

Как подчеркнула заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова, выставки икон и картин открыты в разных залах, соседство экспозиций — очень условно.

— Мне странен сам факт того, что приходится оправдываться за нашу выставку, — говорит она. — Мастерство и высокое искусство авторов выставленных картин не оставляет никакого места для обвинений в пошлости. Более нравственных людей, чем служители музея — ещё поискать. Посетители благодарны, в их реакции на выставленные произведения искусства нет и тени «скользких мыслей». Мы все очень огорчены такими подозрениями.

Не читал, но осуждаю?

Кроме выставки в музее ИЗО, Евгений Соколов упоминает и спектакль архангельского театра драмы «Фуршет после премьеры», которого уже более года нет в репертуаре. Представитель епархии гневно обличает архангельских «руководителей от культуры», которые «приглашают и платят деньги за сценические постановки, пропагандирующие распущенность и содомию».

Первое, о чём спросила заведующая литературной частью театра Нина Самойлович, услышав обвинения в адрес постановки: смотрел ли отец Евгений этот спектакль?

— Никакой пропаганды названных вещей в «Фуршете» нет, — заявила она. — Очень странно наш театр подозревать в таких действиях! Да, спектакль необычный, показывает изнанку жизни некоторых театров. Но театры есть разные. Да, кто-то из зрителей покидал зал после первых сцен. Но если бы спектакль не пользовался зрительской популярностью, вряд ли он оставался бы в репертуаре театра пять сезонов».

Обвиняющий миссионер

Очень странно, что «Православие на северной земле» абсолютно по-светски поставило явно скандальную новость в разряд главной. Очень странно, что подобный материал вышел сейчас, ведь Великий пост, который так ревностно защищает отец Евгений, продолжается.

Автор пишет, что его «заметка вызвана чувством горечи, недоумения и досады», но далее следует не покаянный мотив, а довольно агрессивные и, как полагаем, безосновательные обвинения. Человеческую запальчивость можно объяснить, но здесь мы имеем дело с официально опубликованным публичным обвинением.

Получить комментарий отца Евгения нам не удалось: в пресс-службе Архангельской епархии отказались предоставить его контакты. Посещал ли он выставку «Линия любви», был ли на спектакле «Фуршет после премьеры» — в епархии не знают. А публикацию назвали личным мнением священника и гражданской позицией человека.