Внедрение федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью обсуждали 21 апреля на конференции, посвящённой стандартизации образования «особых» детей, которая проходит в Архангельском областном Институте открытого образования.
Региональное минобрнауки ещё в апреле прошлого года утвердило план введения образовательного стандарт. А в мае того же года были определены 15 пилотных площадок для перехода на ФГОС.
Как сообщила заведующий кафедрой коррекционной педагогики Института открытого образования Людмила Соловьёва, в этом году ФГОС для «особых» детей будет внедрён в 26 образовательных учреждениях региона. В 2017 году — в 87, в 2018 — в 71.
От доступной школы — к доступному детскому саду
По словам начальника отдела интернатных учреждений и специального образования управления социально-педагогической поддержки, реабилитации и семейных форм устройства детей министерства образования и науки Архангельской области Андрея Юркина, одно из важнейших условий эффективности образования «особых» детей — это его доступность.
Например, в 2015 году на создание архитектурной доступности школ региона из федерального и областного бюджетов был выделено более 81 миллиона рублей. В 2014 году доступная среда создавалась в 20 школах Архангельской области, а в 2015 — уже в 50.
С 2016 года, сказал Юркин, «доступная среда» начнёт распространяться и на другие образовательные организации: детские сады и учреждения дополнительного образования.
Как сообщил Андрей Юркин, всего в области работает 15 бюджетных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями. 11 из них — интернатного типа, в 13 обучают детей с умственной отсталостью.
Право на школу
Сейчас в регионе, как и по всей России, развивается дистанционное образование. Для сравнения: если в 2009 году дистанционно учились только шесть «особых» детей, то в 2015-2016 учебном году их уже 72. В таком удаленном образовательном процессе принимают участие 115 педагогов.
Хотя и сейчас ещё остаются дети с инвалидностью, которые не могут воспользоваться своим правом на образование. По данным на октябрь 2014 года было 92 таких ребёнка. К 1 января 2015 их стало 84. А в конце 2015-начале 2016 их осталось 39.
— Но необходимо отметить, что у пяти детей из 39 есть медицинские справки о том, что по состоянию здоровья обучение им противопоказано, — добавил Андрей Юрков.
Все включено?
— В 2015 году в Архангельской области увеличилось число специальных коррекционных учреждений, которые выполняют функции ресурсных центров поддержки инклюзивного образования, — отметил Андрей Юрков.
Ещё в 2015 году сто педагогов школ прошли курсы повышения квалификации, связанные с формированием системы инклюзивного образования.
Подготовка кадров для работы с «особыми» детьми — это отдельная тема. Особенно, если речь идёт о детях с расстройствами аутистического спектра и тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Кстати, в скором времени на базе архангельского детского дома № 2 будет создана группа круглосуточного пребывания для детей аутистов.
В конференции приняла участие заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Института детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Наталья Яковлева. В отличие от своих коллег, она с осторожностью говорила об инклюзии:
«К инклюзивному образованию мы подходим очень-очень осторожно. Тут самый важный принцип — не навредить. У нас с родителями проводится очень серьёзная работа. Мы обсуждаем, чьи амбиции мы на самом деле удовлетворяем: это всё-таки реальные возможности ребёнка или просто желание родителей».
Ещё одна причина отнестись к инклюзии с опаской, по словам Натальи Яковлевой, это то, что большинство педагогов недостаточно к ней подготовлены, а многие в принципе испытывают страх перед работой с «особыми» детьми.