В середине апреля мне посчастливилось побывать на легендарном ледоколе «Красин» в Санкт-Петербурге. Легендарный он потому, что символизирует целую эпоху славной морской истории России. А ещё потому, что на сегодняшний день это единственный сохранившийся на плаву отечественный ледокол, участвовавший в проводке арктических конвоев. Тех самых, о которых так много и ярко написал Пикуль.

Рождение легенды

Судьба «Красина» тесно связана с Архангельском. Он был построен в Англии и спущен на воду в 1916 году под именем «Святогор». 31 марта 1917 года на судне поднят Андреевский флаг. Именно эту дату считают официальным днём рождения ледокола. В том же 17-м году судно, ставшее одним из первенцев ледокольного флота России, отправилось в порт Архангельск. 

Спустя год ледокол затопили в фарватере Северной Двины, пытаясь его корпусом преградить путь кораблям интервентов. Тут могла и закончится история судна, но затопили слишком аккуратно, на мелководье — англичане откачали воду и в кратчайшие сроки вернули ледокол в строй, уже под флагом Её Величества. Впоследствии капитан ледокола за «неэффективную операцию по затоплению», квалифицированную советскими властями как саботаж, был осуждён и расстрелян.

Краткий период интервенции для «Святогора» сменился службой уже на туманных берегах Альбиона. Уходя из России, англичане забрали судно с собой в качестве военного трофея. Но брутальный арктический ледокол не нашёл достойного места в составе королевского флота: слишком дорогой в обслуживании, слишком прожорливый, да и льдов особых вокруг Лондона не наблюдалось. И тут английское адмиралтейство выступило с неожиданным и весьма интересным предложением к советскому правительству: выкупить ледокол по остаточной цене, которая не была доплачена российскими властями ещё при строительстве судна на английской верфи.

Специальная комиссия во главе с полпредом России в Великобритании Леонидом Красиным оценила состояние и возможности судна и договорилась о его выкупе. Ледокол вернулся в Россию с английской командой на борту, которую, впрочем, очень быстро депортировали обратно, дабы не растлевала умы моряков совсем недавно гремевшего мятежами Кронштадта.

В 1927 году ледокол получил имя «Красин», которое впоследствии прославило его на весь мир. Одной из самых знаменитых операций «Красина» стало спасение экспедиции Умберто Нобиле на Северный полюс на дирижабле «Италия» в 1928 году.

Фото Дениса ГоринаФото Дениса Горина

Арктический защитник

Тем временем на континенте разгоралась Вторая мировая война. В ноябре 1941 года судно прошло ремонт и довооружение в США. Ледокол совершил кругосветное путешествие. А в апреле 1942 года в составе конвоя PQ-15 «Красин» участвовал в переходе из Исландии в Мурманск. Этот конвой, к слову, был не столь драматичен, как известный нам по книгам Пикуля PQ-17, но тоже занял свое место в военной истории. Корабли были атакованы немецкими торпедоносцами, три сухогруза затонули.

До 1944 года «Красин» проводил арктические конвои в порты Мурманска, Архангельска и Северодвинска. Судно несколько раз перевооружали, в целом это был самый боеспособный и мощный ледокол альянса. Настоящий арктический рыцарь.

После войны «Красин» участвовал во многих научных экспедициях, прошёл несколько этапов модернизации, практически полностью изменивших его внешний облик. 

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, окончательно устаревший и обветшавший ледокол в лихие девяностые годы встал на вечную стоянку в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Сегодня это полноценный филиал Музея Мирового океана.

Интересный факт — в Российском флоте появился более современный ледокол «Красин» — сегодня он служит в составе мурманской ледокольной флотилии. И чтобы не было путаницы, ледокол-музей переименовали — теперь его официальное имя «Леонид Красин».

Фото Дениса ГоринаФото Дениса Горина

Сон рыцаря

Ранним апрельским утром по набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге гуляют промозглый северный ветер, курсанты мореходных училищ и стайки детей, которых ведут на экскурсию. У причала, практически навалившись бортом на шероховатый камень, пристроилась глыба ледокола.

Судно выглядит спящим — словно «Красин» только-только пришёл в порт приписки после долгого арктического рейда. Команда в увольнительных, лишь дежурные на своих постах, да капитан пьет горячий крепкий чай и разглядывает судостроительные верфи Васильевского острова через распахнутые иллюминаторы рубки.

Впрочем, это лишь иллюзия. Поднявшись на борт, понимаешь — судно на вечной стоянке. В коридорах — выставки, каюты капитана и начальника экспедиции стали музейными экспонатами. Офицерская кают-кампания давно уже не видела суровых седеющих мужчин, невозмутимо обедающих при восьмибалльной качке.

И лишь спустившись в машинное отделение, пройдя по гулким коридорам между переплетениями труб, постояв у старинных котлов и медных агрегатов, появляется призрачная надежда, что ледокол ещё может пробудиться. Все механизмы в порядке, заботливо смазаны и ждут своего часа.

В августе 2016 года по всей стране в рамках празднования  75-летнего юбилея прихода первого северного конвоя в порт Архангельск, пройдёт акция «Приветствие ледоколу «Красину». Ледоколы в разных уголках планеты в один и тот же момент дадут гудок в память обо всех судах-участниках северных конвоев. Гудок напомнит о подвиге людей, которые сражались и трудились в годы войны в Арктике. Кто знает, может этой мощный сигнал способен пробудить даже спящего арктического рыцаря?

                  

Справка

Первый союзный конвой под кодовым названием «Дервиш» прибыл в Архангельск из Исландии 31 августа 1941 года. Всего с августа 1941-го по май 1945 года северные конвои доставили в Советский Союз по программе ленд-лиза пять тысяч танков, семь тысяч самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия.