Рецензией здесь не отделаешься. Это стало ясно, когда мы вышли после шестичасового спектакля под майский вечерний дождь. Слишком громко прозвучало абрамовское родниковое слово накануне Дня Победы. Никак не получится говорить о постановке и не замечать того, что происходит сегодня в Архангельске, Санкт-Петербурге, Верколе. И уж если спектакль называется «Братья и сёстры», то и оценивать его надо как минимум с двух точек зрения.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Женская: «Спасибо бабам за Победу»

Спектакль «Братья и сёстры» по тетралогии Фёдора Абрамова заставляет посмотреть на Победу так, как мы, казалось, разучились на неё смотреть. Нашумевшая постановка Санкт-Петербургского малого драматического театра накануне 9 мая смотрится одновременно абсолютно органично и как-то непривычно, неуютно.

Потому что Победа, которую дождались-таки пекашинцы, оказалась не той, о которой они мечтали, и совсем не той, которую мы празднуем с георгиевскими лентами, гвоздиками и салютом. Их Победа была горькая, голодная, одинокая и несчастная.

Все те четыре года бабы протянули в смирном ожидании, что вот кончится война, и заживут они, дайте только срок: будет хлеб белый на столе, и мужики дома. Поэтому, когда говорили: «Терпите, бабы, кончится война!», терпели и ждали. И по накатанной, как рабочие лошадки, сеяли, косили, жали, страдали.

Но вот пришла Победа, но чуда не произошло, — колхоз «Новая жизнь» по-новому не зажил. Наоборот, как и вся страна, остался в развалинах, которые и в первую послевоенную пятилетку не разгребли. И снова бабам говорят: потерпите, мол, будет ещё и на нашей улице праздник!

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Осиротевшие бабы от тоски и одиночества дуреют, — об этом всё первое большое отделение. В этом хоре жонок громче и сильнее всех звучит голос Варвары Иняхиной:

— Чего мужиков-то не везёшь? Разве не было тебе наказа? — кричит она в начале спектакля вслед пароходу, проходящему по Пинеге.

Она, Варуха, Варка, становится своего рода управительницей скорбного бабьего царства. В Елизавете Боярской просыпается такая силища и актёрская удаль, что её Варвара задвигает героинь поглавнее: председательшу Анфису Петровну и женщин Пряслиных — Анну-куколку и Лизку.

Весь спектакль преследует ощущение неутолённости жертвы, какой-то — страшно сказать — её напрасности. Победа должна была назавтра же всех осчастливить, но после неё люди так и не зажили счастливо, не дождались лучших времён.

«Почему мы сами-то себя топчем? Почему мы сами-то не даём друг другу жить?» — спрашивает себя Анфиса, понимая, что разрушила всё у Варвары с Мишкой.

Это «сами себя топчем», конечно, шире, чем вмешательство в любовь подруги с Пряслиным. Лукашин тоже затоптан — по статье пошёл за разбазаривание колхозного имущества. И Лизка затоптана, — Егорша бросил её. Читавшие «Дом» знают, и в конце потопчется по ним судьба вдоволь. Варвара покончит с собой, Лукашина в лагере убьёт уголовник, Лизку придавит балка пряслинского дома.

В «Братьях и сёстрах» Абрамова и Додина Победа — это еще не всё, не хэппи-энд. И День Победы — это не просто бравурный праздник, а день памяти и скорби. День радости, но со слезами на глазах. Хотя сейчас, кажется, многие, несмотря на громкие «Помним и гордимся!», об этом забыли. И о том, что главная цель этого святого праздника в том, чтобы жертва тех мужиков, баб и детей не была напрасной.

Мария АТРОЩЕНКО

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Мужская: «Будьте достойны своих отцов»

Удивительное дело, но шестичасовой спектакль действительно смотрится на одном дыхании. Дополнительные антракты были лишними — зритель знал, на что шёл, и был готов пожертвовать и своим временем, и своим комфортом. Хотя очередь за пирожками перед началом спектакля выглядела нелепо.

Какие, к чёрту, пирожки, когда речь о хлебе? О хлебе, которого нет. Который нужно отдавать государству потому что война, потому что голод, потому что просто нужно отдавать. И нужно снова и снова повторять круг крестьянского трудового года: пахота, сев, жатва.

Оба моих деда — деревенские. Один — фронтовик. И лиха хватили оба, как и их жёны, и их дети — мои родители. И никогда не жаловались. Хотя имели право, как и абрамовские пекашинцы. Потому что тоже работали насмерть, и тоже отдавали всё до последнего. Потому что есть такое слово «надо». Потому что есть такое слово «мы». Потому что есть такое слово «совесть», без которой — говорит Лиза Пряслина — лучше вовсе не жить на свете.

Я своим предкам не чета, кривить душой не буду. За многое мне перед дедами стыдно. Но ещё больше — всё же перед женщинами: и бабками, и матерью. И в этом — надежда, что не совсем я ещё бессовестный человек.

Сегодня Победа становится новой религией, культом и идеологией. Подвиг дедов и отцов — вот наше достояние. Но разве это правильно? Что же мы, в таком случае, за люди, если всё, чем мы вправе гордиться — победы родителей? Разве не родители должны гордиться победами сыновей?

Нам отводят глаза, и в глаза врут. И мы знаем об этом, но почему-то верим. Видимо потому, что очень тяжело признать, что у нас ничего нет, кроме нашего героического прошлого. Да и нужно человеку во что-то верить. Желательно — в хорошее и высокое.

«Я помню, я горжусь»? Сомневаюсь. Не стали бы люди, которые действительно помнят войну, говорить: «Можем повторить». И не к гордости за предков взывает их подвиг. А к тому, чтобы подвиг этот сделал жизнь лучше. Нашу с вами жизнь. И нас самих тоже сделал бы лучше.

Но пока что-то мимо кассы. И надежды, что станет лучше, немного. Как и в спектакле МДТ по мотивам Абрамова. Но завтра будет новый рабочий день, и шанс прожить его достойно. Надо постараться.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева