Задолженность перед предприятиями ЖКХ Архангельской области за год выросла на 574,5 миллиона рублей. Больше половины суммы составляют долги населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

По оперативной информации, предоставленной ИА «Регион 29» пресс-службой правительства Архангельской области, задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги на 1 мая 2016 года составляет более четырёх миллиардов 200 миллионов рублей. Соответственно, общая сумма долга граждан и предприятий за услуги ЖКХ составляет порядка восьми миллиардов рублей. Растущая задолженность неблагоприятно сказывается на работе всех предприятий топливно-энергетического комплекса Поморья.

Проблема актуальна в масштабах всей страны. Чтобы укрепить платёжную дисциплину потребителей, 3 ноября 2015 года были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации. В частности, существенно увеличились пени для организаций и частных лиц при несвоевременной или неполной оплате оказанных услуг.

Конкретно, размер пеней возрос до 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начиная с 91 дня. То есть, если гражданин своевременно не оплатил услуги в сумме пять тысяч рублей, ему придётся дополнительно заплатить до 127 рублей в месяц. Для организации, допустившей просрочку платежа за коммунальные ресурсы, например, в сумме 200 тысяч рублей, размер дополнительных затрат может составить более десяти тысяч рублей в месяц.

Эффективность «репрессий» — под вопросом

Как отметил в комментарии ИА «Регион 29» министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Андрей Поташев, сумма задолженности в целом формировалась на протяжении нескольких лет. Сейчас нет точных данных, чтобы судить, насколько действенной оказалась мера по повышению пеней. Сегодня можно лишь логически предположить, что организации и граждане не захотят ещё глубже погружаться в долговую яму.

В частности, министр заявил:

«Ситуация анализируется нами еженедельно, но пока нет точных цифр. Только что закончился отопительный период, и затраты организаций и граждан были большие. Практика показывает, что население больше оплачивает услуги ЖКХ по окончании отопительного сезона. Первые итоги можно будет сделать, сравнивая показатели завершившегося сезона 2015-2016 годов и сезона 2016-2017-го.

Ситуацию с динамикой задолженности населения сложнее проследить. Всё же, думаю, для большей части населения семейный бюджет делится так: сначала затраты на питание, и следом за ними — оплата коммунальных услуг. Люди у нас дисциплинированные, и платежи производят. Другое дело, что пока сохраняются старые долги, которые копились незаметно, но годами.

С управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями мы общаемся, у нас каждый месяц проходит по нескольку межведомственных комиссий, где мы разбираем их долги. Повышение пеней подвигло организации задуматься о возмещении долгов. Ведь если даже одна сто тридцатая ставки больше, чем банковский кредит — им уже невыгодно кредитоваться за счёт поставщиков энергоресурсов. Многие крупные компании уже начали это осознавать, и, по крайней мере, текущие платежи стараются платить вовремя».