Строительство «Белкомура» и глубоководного района Архангельского порта возможно только после тщательного расчёта экономики этих двух проектов и определения потенциальных инвесторов. Об этом заявил на заседании госкомисии по вопросам Арктики вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

— Нужно прагматично к этому отнестись, потому что мы должны определить список интересантов этого проекта, — подчеркнул он. — Если мы говорим о Китайской Народной Республике, очевидно, что это государство, которое имеет большие торговые связи с Западом, Европой, США. Пока они довольствуются южным маршрутом, несмотря на все сложности, начиная с сомалийских пиратов, заканчивая другими менее экзотическими причинами. Почему? Для них отсутствие нашей развитой железнодорожной инфраструктуры является главным препятствием для того, чтобы они эти грузы направили через нас. Мы теряем свои транзитные преимущества.

По мнению вице-премьера, главная задача — привлечь в проект в качестве инвесторов предприятия Урала и Западной Сибири.

— Я не очень понимаю, почему мы не посчитали возможности финансового участия в этом проекте крупнейших предприятий Урала. Почему только Китай? — задал риторический вопрос Дмитрий Рогозин. — Китай — не благотворитель. Он будет исходить сугубо из своих жёстко продуманных, согласованных на самом верху своей иерархии власти интересов и решений. Для того чтобы эти решения были приняты Китаем, они должны понимать, что и мы сами верим в этот проект. А верить мы начнём, только когда у нас появится пул интересантов внутри собственной страны, товаропроизводители, для которых данный маршрут является по сути дела жизненно необходимым.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» может быть продолжено только после определения источников его финансирования.

— Здесь надо принять государственное решение об одобрении реализации этого проекта на принципах концессионной модели, принципах государственно-частного партнерства и определении источников, которых мы пока в рамках бюджетных решений до 2020 года не видим, — отметил министр.

Нужен порт? Нужен груз!

И Максим Соколов, и Дмитрий Рогозин подчеркнули, что строительство «Белкомура» и глубоководного района Архангельского порта — части одного большого проекта. Но, по мнению вице-премьера, для того чтобы реализовать их вместе, размеры Архангельского порта должны соответствовать объёму грузов, которые пойдут по «Белкомуру».

— Если портовая инфраструктура в несколько раз превышает тот объём, который мы можем доставить в порт, значит, мы все неправильно считаем и (бросаем) деньги на ветер, — сказал Дмитрий Рогозин. — Всё должно быть продумано и взаимоувязано. Эти два проекта должны быть частями единого проекта и никак иначе. Надо посчитать всю экономику глубоководного порта Архангельска, исходя из прогнозируемого объёма поставки товаров и сырья с Урала и транзита товаров из Китая и других государств юго-восточной Азии. Думая над этим, решая эти проблемы, нельзя терять времени зря. Надо уже сейчас обеспечить посещение Северного морского пути потенциальными инвесторами, которые тоже должны произвести свою математику, определиться, стоит ли вкладывать такие большие деньги. Суммы пока для нашей экономики выглядят фантастическими.

По словам вице-премьера, целесообразность принятия решения будет вытекать из очень жёстко и прагматично проведённой работы, «в основе которой будет сухая математика, а не просто романтизм и ура-патриотизм».