Тьютор — это личный наставник, ментор, куратор ученика, который отвечает за сопровождение индивидуального обучения или, как ещё говорят, индивидуальной образовательной траектории. Он служит своего рода посредником между преподавателем и учеником, стремится максимально раскрыть потенциал своего подопечного с учётом его индивидуальности.
В нашей стране с 2007 года существует Межрегиональная тьюторская ассоциация. В Архангельске, в областном институте открытого образования, в 2010 году был создан Центр развития тьюторских практик, а в 2012 году появилось региональное отделение тьюторского профсоюза.
По словам председателя правления Межрегиональной тьюторской ассоциации Елены Сухановой, замысел летнего университета родился шесть лет назад.
— Мы задумались о том, что, если практика находится в стадии становления, у неё не может быть норм, и никто не может сказать, что правильно, что — нет, кроме тех, кто её строит. И мы решили, что нам нужно место, где мы сможем собраться и обсудить нормы нашего профессионального сообщества и наши исследования, проводить разработки, учиться друг у друга, и нам нужно место для человеческих отношений. Потому что когда практика сложная, — а быть тьютором очень сложно, — нужно, чтобы тебя кто-то поддерживал.
За это время университет размещался в Геленджике, в Одессе, во Владивостоке и в Чувашии. В прошлом году конкурс на проведение пятого летнего университета выиграл Архангельск.
Где учат на тьютора?
По словам руководителя экспертного направления Межрегиональной тьюторской ассоциации Сергея Степанова, есть три способа становления таким куратором: курсы повышения квалификации, переподготовка и магистерская программа.
Как отметила руководитель архангельского отделения тьюторской ассоциации Елена Балагина, у нас в области таких наставников готовят в системе дополнительного профессионального образования — с помощью программ переподготовки и повышения квалификации.
— За 2015 год по программе переподготовки было обучено 47 человек, — сообщила Балагина. — Мы выстроили персонифицированную модель повышения квалификации. В прошлом году у нас был госзаказ от министерства образования и науки Архангельской области на повышение квалификации по индивидуальным учебным планам порядка двух тысяч человек. В этом году — заказ на 1500 обучающихся.
По словам Елена Балагиной, наработки по индивидуализации образовательного процесса есть во второй школе Новодвинска, в пятой школе Северодвинска. Кроме того, обучение по индивидуальным учебным планам проводится и в Архангельском морском кадетском корпусе.
Часто возникает ли вопрос, может ли родитель стать тьютором для своего ребёнка.
По словам Татьяны Митрошиной из Удмуртского регионального тьюторского центра, эта ситуация очень спорная: родитель всегда находится в оценочной позиции по отношению к ребёнку, а тьютор должен быть безоценочным.
— Для нас очень важно разрабатывать любые индивидуальные маршруты, которые ребёнок предлагает. У родителей чаще всего такое не получается. Таких глубоко думающих родителей, которые могли бы безоценочно отнестись к выбору собственного ребёнка, я на своей практике встречала, максимум, раза три.
Кому нужен тьютор?
В России слово «тьютор» часто звучит в разговоре о сопровождении детей с ограниченными возможностями.
Как пояснила Елена Балагина, тьюторство для «особых» детей в Архангельской области сейчас пока только делает первые шаги. Сейчас шесть человек, работающих с детьми-инвалидами прошли переподготовку и написали аттестационные работы.
— В работе с детьми с ограниченными возможностями тьютора первоначально понимали как помощника, няньку. Но тьютор для ребёнка с особенностями здоровья не тот, кто меняет пелёнки, а тот кто помогает «особому» ребёнку реализовать свой запрос на образование, на социализацию и устройство в жизни, — сказала Балагина.
Однако стало ясно, что однако сфера применения такого специалиста — куда шире, чем работа только лишь с «особыми» детьми. Корреспондент ИА «Регион 29» спросила студентов летнего университета, кому вообще нужны тьюторы. Послушать собравшихся, — так всем!
Руководитель Дальневосточного центра развития тьюторских практик Тамара Боровкова:
— Студентам вуза — абсолютно точно. С 1 сентября у нас в Дальневосточном федеральном университете вводится тьюторское сопровождение для четырёх тысяч первокурсников, поступивших на бакалавриат. На втором курсе они уже будут учиться строить и жить по своей индивидуальной образовательной траектории.
Тьютор вечерней школы Ангарской воспитательной колонии Юлия Андреева:
— Тьютор человеку может понадобиться с рождения и до любого возраста. Тьюторы и для грудничков составляют какую-то индивидуальную траекторию интересов, и для пожилого человека. Потребность в тьюторе не зависит ни от возраста, ни от возможностей человека, ни от жизненной ситуации. Как тьютор воспитательной колонии, могу сказать, что даже в формально закрытом образовательном пространстве тоже можно выстраивать индивидуальную траекторию.
Ведущий тьютор Открытого университета Великобритании Любовь Крашенинникова:
— По моему глубочайшему убеждению, тьютор сейчас нужен всем: учащимся, их семьям и тем, кто их, собственно, учит. Прежде всего, конечно, обучающимся. Мы сейчас с вами являемся свидетелями увеличения колоссального разнообразия возможностей получить образование: и по формату, и по содержанию. И всё это развивается быстро и непредсказуемо. Поэтому ученику абсолютно нужен такой специалист. Он нужен, кроме того, и тем, кто обучает. Чтобы понимать, как формировать индивидуальную программу, как сопровождать её должным образом, как определять ценности. Тьюторы нужны и родителям — для того, чтобы понять эту идею индивидуализации.
Директор Международного центра инноваций в образовании в Красноярске Валерия Андросенко:
— Моя позиция в том, что в тьюторе нуждается человек, который хочет выбирать, а не быть выбранным. Ну, вот просто: тот, кто хочет что-то выбрать. Если посмотреть внимательно на мир и на то, как он изменяется, — на информацию, на технологии, — то будет хорошо, если этот вопрос о необходимости тьютора будет ставиться. И тогда этот человек будет нужен.
Руководитель экспертного направления Межрегиональной тьюторской ассоциации Сергей Степанов:
— В Томском государственном университете за последние четыре месяца две крупных корпорации сделали заказ на наставников. Это «Газпром-Восток» и «Сибур Холдинг». Почему? Потому, что вхождение в профессиональную деятельность занимает от трёх до пяти лет. А с индивидуальным сопровождении срок сокращается в три-четыре раза. Экономический эффект от работы тьютора будет измеряться очень кругленькими цифрами. Кроме того, тьютор должен обеспечить самоопределение человека, который выходит из вуза. Сейчас у нас человеку не помогают определиться в социуме и занять ту позицию, в которой он себя реализует.