Северодвинск в федеральной информационной ленте в первую очередь ассоциируется с новостями о подводных лодках. В этом плане конец весны - начало лета — период затишья. Между тем строительство подводных лодок на «Севмаше» не останавливается ни на минуту.
О первоочередных планах и задачах промышленного гиганта Архангельской области в интервью ИА «Регион 29» рассказывает генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко.
Генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.
Прежде всего «Ясень» и «Борей»
— Михаил Анатольевич, на выполнении каких заказов предприятие сосредоточится в ближайшее время?
— Три года назад, завершив гражданские проекты — строительство и ввод в эксплуатацию уникальной морской ледостойкой платформы «Приразломной», строительство мега-яхт и по линии военно-технического сотрудничества — модернизацию авианосца «Викрамадитья» для военно-морских сил Индии, «Севмаш» сосредоточился только на одной — основной и главной своей задаче — создании группировки атомных подводных лодок четвёртого поколения проектов «Ясень» и «Борей».
Отмечу, что, несмотря на конверсионные направления деятельности предприятия, выполнять программу гособоронзаказа мы не прекращали даже в самые трудные времена. Именно поэтому сегодня уже четыре АПЛ проектов «Борей» и «Ясень» приняты в состав военно-морского флота и успешно себя проявили в деле. На стапелях продолжается строительство других кораблей этих проектов. На АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» работы ведутся в соответствии с графиками, утвержденными министерством обороны РФ. В этому году приступим к строительству ещё двух кораблей.
Люди и железо
— Как можно оценить уровень кадровой обеспеченности предприятия? Какова потребность в привлечении рабочих и специалистов?
— В целом кадровая обеспеченность удовлетворительная, но есть дефицит квалифицированных специалистов, в первую очередь основных судостроительных профессий. До конца 2016 года необходимо дополнительно набрать около тысячи электросварщиков, сборщиков корпусов металлических судов, газорезчиков, станочников по холодной обработке металлов, слесарей-монтажников и рабочих других основных специальностей.
Кроме набора рабочих кадров со стороны, решаем проблему и собственными силами. «Севмаш» получил бессрочную лицензию на профессиональную подготовку и дополнительное образование. Согласно этому документу мы можем готовить рабочих любой профессии и повышать квалификацию специалистов. В цехах постоянно проходят производственное обучение от 200 до 600 работников по специальностям, наиболее востребованным в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Кроме того, у нас ежегодно проходят практику до 200 учащихся Северодвинского техникума судостроения и машиностроения и до 50 студентов других учебных заведений.
— Если говорить о технической оснащённости предприятия, продолжается ли программа модернизации судостроительных мощностей?
— Конечно, современные атомные подводные корабли становятся всё более технологически сложными, в связи с этим на предприятии необходимо обновлять оборудование, внедрять новые технологии. Модернизация мощностей завода выполняется в рамках федеральных целевых программ, рассчитанных до 2020 года. Сейчас в работе — девять таких программ, в этом году будут запущены еще столько же. Эти 18 программ, по которым будет проводиться техперевооружение Севмаша, позволят предприятию выйти на качественно новый уровень производства.
Обновление идёт по всем направлениям: от закупки нового сварочного оборудования, замены станочного парка в цехах до создания транспортно-передаточного комплекса, который позволит внедрить новую схему транспортировки крупных конструкций и сократить период строительства АПЛ. Ведётся техперевооружение испытательно-сдаточного, машиностроительного производств. В этом году приступим к модернизации литейного и неметаллического производств. Изменения происходят интенсивно, «Севмаш» меняется буквально на глазах.
Предприятию по-прежнему нужны квалифицированные специалисты, в первую очередь основных судостроительных профессий.
Компетенция министерства обороны
— В СМИ проходила информация, что наши крупнейшие боевые корабли, авианосец «Адмирал Кузнецов» и ракетный крейсер «Пётр Великий» будут ремонтироваться на «Севмаше». Это соответствует действительности?
— По направлению ремонта надводных кораблей министерство обороны поставило перед «Севмашем» задачу выполнить работы на корабле проекта 11442М (ред: тяжёлый ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»). Это масштабная работа, но для нас не новая — первым надводным кораблем, проходившим ремонт и модернизацию на предприятии, был авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», переоборудованный в корабль другого проекта — авианосец для военно-морских сил Индии. Будут ли на «Севмаше» ремонтироваться крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Пётр Великий» — компетенция министерства обороны РФ, как заказчика.
— Сегодня «Севмаш» занимается обновлением «собрата» «Петра Великого» — ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Как идёт процесс ремонта и модернизации этого корабля?
— «Севмаш» выполнил корпусные работы: дробеструйную очистку, грунтовку, завершил дефектацию корпуса (ред: полное обследование всех механизмов и корпуса корабля, для оценки объёма ремонтных работ). Она не выявила больших проблем. В этом году будут заключены договоры на поставку оборудования для проведения дальнейших работ. В ремонте корабля задействованы сотни предприятий. В таких проектах от всех участников, включая проектанта и поставщиков, требуется понимание общей задачи и ритмичное выполнение своего фронта работы.
Ответить на вызов
— Ожидается ли строительство гражданских судов на «Севмаше» после 2016 года?
— Как я уже сказал, приоритет гражданскому направлению — это была вынужденная мера для предприятия, чтобы выстоять в тяжелые 90-е. Финансирование государственного оборонного заказа в то время равнялось месячной зарплате коллектива всего завода. Поэтому мы брались за любую работу, которая могла приносить такому большому заводу как «Севмаш», прибыль, помогла держаться на плаву и сохранить кадры. Сейчас военные заказы обеспечены финансированием, работы много, стапели заняты атомными подводными кораблями.
— Планируется ли на Севмаше строительство АПЛ нового поколения типа «Хаски»?
— Идти не в ногу со временем, а на шаг впереди — таков подход отечественной науки и промышленности. Поэтому совершенствование проектов атомных подводных лодок — одна из ключевых задач санкт-петербургских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». А завод — строитель всегда должен быть готов выполнить новую задачу, обозначенную конструкторами. Для этого мы сейчас и проводим техническое перевооружение предприятия, чтобы предприятие готово было к новым вызовам времени.
Закладка атомного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Борей-А» «Император Александр III».
Успеть в срок
Сегодня «Севмаш», несмотря на процесс перевооружения и увеличения количества работников, сталкивается с двумя основными вызовами. Первый из них — это выполнение сроков сдачи атомных подводных лодок.
Так, например, головная АПЛ проекта «Борей» «Юрий Долгорукий» была заложена ещё в 1996 году, но из-за хронического недофинансирования и новизны проекта её строительство сильно затянулось. После нескольких лет испытаний подлодка вошла в состав Северного флота только в 2013 году.
Отчасти столь долгий срок строительства связан ещё с одной проблемой — главный ударный комплекс «Бореев» — баллистические ракеты «Булава», конструкторам долгое время не удавалось довести до ума. После ряда удачных и неудачных пусков, в том числе и с «Юрия Долгорукова», ракету в 2012 году всё же приняли на вооружение.
Последующие ракетоносцы «Севмаш» строил уже гораздо быстрее. Так, ввод в строй «Александра Невского» потребовал около девяти лет работы «Севмаша», а «Владимира Мономаха» — восьми (от момента закладки до передачи флоту).
Для сравнения: французские ракетоносцы типа «Триумфан» строились по десять и более лет, при гораздо меньших возможностях и водоизмещении (14 тысяч тонн против 24 тысяч тонн у «Борея»). В США последние стратегические подводные лодки строились в 90-х годах прошлого столетия. Тогда АПЛ типа «Огайо» возводились в среднем за пять лет, но при этом американская судостроительная промышленность не сталкивалась с десятилетием простоя, как российская в 90-е годы.
Стоит сказать, что реальные сроки строительства подводных лодок во всех странах оказываются гораздо больше. К моменту официальной закладки субмарины, как правило, готова как минимум одна корпусная конструкция будущей подлодки. Фактически начало строительства подводных лодок начинается с подготовки и резки необходимого металла.
Кстати, для первых трёх «Бореев» для экономии времени и средств, были использованы «заделы» от недостроенных подводных лодок других проектов
В последнее время в российских СМИ появляется информация об отставании по срокам строительства подводных лодок. Так, по первоначальным планам, которые декларируются до сих пор, северодвинские корабелы должны построить восемь «Бореев» и семь «Ясеней» к 2020 году. Например, в декабре 2015 года на закладке «Императора Александра III» заместитель главнокомандующего ВМФ России Виктор Бурсук назвал именно эту дату.
Однако, учитывая то, что даже не все из подводных лодок к сегодняшнему дню заложены, такие сроки вызывают большие сомнения (сегодняшний средний срок строительства «Бореев» оценивается в восемь-девять лет).
Стоит сказать, что кроме достаточно хорошо известных и обсуждаемых «Бореев» и «Ясеней», «Севмаш» строит ещё две подводные лодки по секретным проектам «Белгород» и «Хабаровск». Если первая АПЛ — это перестройка недостроенной советской субмарины с крылатыми ракетами, то вторая — полностью новая. Информации об этих субмаринах очень мало, а их предназначение варьируется от носителей глубоководных аппаратов, подводных лодок, специализирующихся на гидроакустическом поиске своих иностранных собратьев, так и вовсе до носителей мифических ядерных торпед.
Гособоронзаказ 2020
Как мы уже писали ранее, ещё одним вызовом, с которым предстоит столкнуться «Севмашу» уже в ближайшее время, станет постепенное снижение Объёма гособоронзаказа.
Основной пик строительства подводных лодок придётся как раз на 2020 год, а после него предприятию придётся побороться за новые заказы, как военные (строительство серии АПЛ «Хаски»), так и гражданские.