В рейде областного агентства «Архавтодор» по дорожным объектам в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах приняли участие журналисты ИА «Регион 29».
Как отмечают дорожники, требования к качеству автомобильных трасс Архангельской области постоянно растут. Но если в Плесецке, например, население жалуется на «дыры» в асфальте, то в северных районах требуется обеспечить возможность проезда в принципе. По минимуму, задача решена, и теперь в ходе дорожных работ постепенно и планомерно улучшается качество и безопасность проезда. Пока — по грунтовым и гравийным дорогам.
Серию наших путевых дорожных заметок начнём с Пинежского района.
Малые преграды — большие работы
Первый объект — мост через Пёхоровский ручей на Пинежье. Один из четырёх наиболее проблемных объектов на дороге от Архангельска до Мезени. Деревянные мосты с трудом выдерживают возросшую нагрузку в ходе «северного завоза» строительных материалов, угля и дизельного топлива. Раньше завоз по преимуществу производился морем и реками, а теперь - автотранспортом.
Андрей Малышев. Фото Николая Карнеевича
«Эти деревянные мостики в своё время проектировались с учётом совсем других нагрузок, — отметил генеральный директор Мезенского дорожного управления Андрей Малышев. — Дорога, на которой они находятся, связывает с областным центром три района: Пинежский, Мезенский и Лешуконский. Учитывая, что обрушение моста, тем самым, перекроет доступ в районные центры, надо вовремя делать капитальный ремонт. На Пёхоровском мосту в начале июля этого года были заменены продольный и поперечный настил, но конструкции, находящиеся ниже, не затронуты, хотя их состояние неудовлетворительное. За один раз всё сделать не успели: здесь постоянно напряжённый поток движения транспорта, а сроки ремонта были ограничены. В ближайшее время необходим капитальный ремонт, чтобы не произошла авария».
Голубинские горы «подвинули»
Учитывая, что красота северной природы — неброская, карстовые скалы Пинежского района выглядят почти исключением. Автотрасса огибает и пронизывает бело-оранжево-розовые каменистые выходы: поневоле останавливаешь взгляд. Красота — красотой, но дорога была довольно опасной. Поэтому весной этого года примерно на треть расширили проезд в районе так называемых «голубинских гор».
На склонах вдоль дороги ещё свежи следы, оставленные ковшом экскаватора. Фото Николая Карнеевича
Раньше движение на этом участке с крутыми склонами было только односторонним, с нередкими авариями и «пробками». Усиливало аварийность то обстоятельство, что трасса плохо просматривалась. Теперь обеспечен относительно свободный двусторонний проезд, а с высоты холма через дорожный «прострел» стало видно даже реку Пинегу в далёкой низине. Весной 2017 года работы по расширению трассы на «голубинских горах» планируется продолжить.
Транспортная доступность на Пинежье
Пинега — древнее село, которое без малого девять веков стоит на одноимённой реке. Северные реки издревле были дорогой, по большому счёту — единственным путём сообщения.
Так происходит берегоукрепление. Фото Николая Карнеевича
Как ни парадоксально это звучит, но вторым после водного на севере стал воздушный транспорт: государственная власть в своё время сочла более выгодным вкладывать средства в самолёты и аэродромы, нежели в дороги. Поэтому автотрассы на севере региона стали прокладывать совсем недавно: полвека не прошло. А реки — сохранив свой суровый характер, по большому счёту оказались преградой. Это понимаешь, например, глядя на высокие бревенчатые стены берегоукрепления, возведённые в прибрежной части села Пинега.
Даже коты здесь очень суровы на вид. Фото Николая Карнеевича
Вопросы транспортной доступности обсудили в администрации Пинежского района с участием представителей муниципальной власти и дорожников. Объекты, требующие внимания — мосты через реку Сотку и канал, соединяющий реки Кулой и Пинегу, дорога в деревню Труфаново.
Что касается последней, то между районным центром и деревней есть зимник. Но летом эта дорога длиной в 13 километров, пересекающая реку Поча — труднопроходимая. Руководитель дорожного агентства «Архавтодор» Михаил Яковлев предложил вести работу постепенно, начав отсыпку грунта и прокладку канав вдоль нынешнего зимника на самых проблемных участках. Но прежде необходимо оперативно собрать заявки от местных жителей и обсудить вопрос с депутатами Пинежского района.
А на пинежском участке трассы Архангельск — Пинега — Мезень «Архавтодор» и Мезенское дорожное управление уже ведут планомерные работы по увеличению грузоподъёмности мостов.