Создание масштабного граффити на набережной Северной Двины сподвигло нас изучить тему городской «наскальной» живописи подробней.

Сегодня в Архангельске существует три крупных объединения граффитистов. — Остальное — не в счёт, — весомо ответил на мой вопрос один из местных уличных художников, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным. — Художников в городе сейчас с десяток, самое большее — двадцать человек. Для провинции такое количество уличных артистов в соотношении с величиной города — норма. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге граффитистов, которых можно назвать художниками (то есть авторами: со своим стилем, «линией», колористикой, направлением и высоким качеством исполнения работ) гораздо больше».

Нынешним уличным художникам тоже свойственно быть в противоречии с системой.Нынешним уличным художникам тоже свойственно быть в противоречии с системой.

«Творческие объединения вандалов»

Даже в классическом русском искусстве отдельные авторы и целые художественные объединения уже больше ста лет назад боролись с системой, рутиной и намеренно эпатировали публику. Так что неудивительно, что и нынешним уличным художникам тоже свойственно быть в противоречии с системой, воплощать в своём творчестве дух протеста.

Отчасти это провоцирует время от времени совершать поступки на грани вандализма. Свидетельством тому — гигантская надпись «LUK» на улице Воскресенской, на трёх домах над торговым центром «Орбита», которая появилась на зданиях четыре года назад. Художники-одиночки или представители разных группировок ещё и так показывают свою «крутизну». И группировке «LUK» в этом смысле сложно найти равных.

Другое дело, что неудобные, «колючие» граффити, росчерки, «автографы» и наклейки — это «зеркало» нашей жизни, отражающее существующие социальные и экономические проблемы. А на зеркало пенять, как известно, нет смысла, даже если иногда оно кривое.

В отдельных, исключительных случаях, граффитистов я бы даже поощрил за изобретательность, социальную отзывчивость и присутствие чувства юмора. Вот только как выявить такого художника, которого тут же могут гораздо сильнее наказать, посчитав всё его творчество лишь вандализмом?

А что касается откровенной «мазни» в автобусах, на заборах, стенах зданий и в подъездах домов — грязи было бы меньше, если бы молодёжи дали возможность проявить себя. 

Вандализм будет всегда, просто городу и предпринимателям надо научиться с ним справляться.Вандализм будет всегда, просто городу и предпринимателям надо научиться с ним справляться.

«Дайте нам место для творчества!»

Не один год жителей Архангельска раздражают велосипедисты-экстремалы. Шумят, носятся под самым носом на улицах и площадях, ломают перила, клумбы, лестницы. Дикари, одним словом. Но вот установили на Красной пристани рампы для катания экстремалов на велосипедах, роликах и скейтбордах — стало потише во дворах и на улицах. Примерно то же, по мнению уличного художника, необходимо и для начинающих графитчиков.

Он уверен:

«Вряд ли, конечно, «чикарей» (малолетних «гениев») пустят на Красную пристань. Да они и сами туда не пойдут, наверное. Такая площадка, «спот», не должна быть в  культурном или историческом центре города: граффити и история не сочетаются. Людям надо учиться, чтобы потом всякие крутые штуки делать, а учиться негде. К тому же, мелкотня в принципе не особо понимает — что хорошо, а что плохо. Видят: дяди рисуют — и сами начинают «рисовать». Всегда будет вандализм, просто городу и предпринимателям надо научиться с этим справляться».

Граффити на набережной наносились слоями, одна поверх другой.Граффити на набережной наносились слоями, одна поверх другой.

Набережная — не «Зал славы»

К такому заключению я пришёл, недавно прогулявшись по центральному архангельскому пляжу вдоль бетонного основания Набережной. Росписей в своё время здесь было огромное количество, порой они наносились слоями, одна поверх другой. Но всё это сейчас обветшало и выцвело: ни одной свежей краски. Возможно, потому, что авторов в последние год-два стали «гонять» за вандализм.

Но основная причина, по моему — в том, что набережная, условно говоря, перестала быть «окраиной» Архангельска, а усилиями власти активно возвращается к понятию «центр города». Тогда как естественная среда обитания и творчества графитчиков — окраины, где всегда найдутся заборы, брошенные здания, бетонные конструкции, и т. п. 

Всё тот же мой собеседник подчеркнул, что намерения очистить или, наоборот, закрасить бетонную стену набережной у городской власти были давно. Графитчиков даже обвиняли в том, что, дескать, из-за их едких красок разрушаются и бетон, и гранит. По той же причине не решались сами закрашивать всю плоскость стены нейтральным общим тоном. Хотя по фотографиям видно, что росписи уличных художников до гранита не достают, а бетон, как и камень на Набережной, разрушаются совсем по другим причинам.