Проект Николая Терентьева «Записки о мире звучащем» существует сам по себе, как говорит автор, «для души». Возможно — пока. Как одно из увлечений автора, который может заставить звучать даже нарисованную картинку.
Вот как он объясняет свою философию звука:
«Качественный звук — это как будто у тебя из ушей вдруг вытащили «вату», которую ты раньше, оказывается, и не замечал. Меня интересует сам звук. С его помощью я познаю мир. Раньше: пролетела неизвестная птица — да, интересно. А теперь — увидел, услышал — лезешь в Интернет, ищешь, узнаёшь. В том числе — чтобы рассказать другим».
Звуковые треки записаны на протяжении нескольких лет, но в коллекцию сложились совсем недавно, с начала 2016 года. На сегодня звуковых треков и текстовых комментариев к ним 14. В опубликовании авторской коллекции автору пригодились социальные сети: познакомиться с его проектом можно либо на странице Николая в Контакте, либо открыв сам электронный блог «Записки о мире звучащем».
Николай Терентьев за работой
Жить без «ваты» в ушах
— Есть такое направление в мире, — рассказывает Николай. — Которое называется «полевая звукозапись». Оно существует самостоятельно, как, скажем, полевая фотосъёмка. Тут совпадает то, что надо уметь хорошо владеть техникой, и одновременно решать художественные задачи. И общаться с природой, конечно. Мне это стало интересно, потому что у меня отец охотник, и лет с пяти он меня таскал с собой в лес. Охотником сам я не стал, позже увлёкся музыкой, и «отошёл» от леса на несколько лет. А потом вдруг вновь что-то переключилось. Отец уже перестал охотиться к тому времени, и я стал путешествовать сам».
С увлечениями и пристрастиями Николая Терентьева произошёл синтез: ко времени, когда вновь проснулась жажда путешествий, он стал звукорежиссёром. То есть, теперь из странствий по лесам и полям можно приносить не только воспоминания и впечатления, но и звуковой «багаж».
Николай отмечает:
«Идея создать такой проект появилась давненько, так как последние пять лет я им уже активно занимаюсь. Раньше — не было доступно качественное оборудование для записи звука. Одновременно сложилось, когда произошёл технологический скачок, и я уже покупал качественные микрофоны. Всё оборудование для «полевой записи» вкупе и сейчас стоит денег, а раньше это было просто безумно дорого. Сейчас минимум по оборудованию может обойтись в семь-десять тысяч рублей».
Говард Хэмптон за работой.
Нечто новое для России
В России «полевая запись» пока сохраняет черты хобби. До сих пор мало качественного звука, ведь записать его — по-прежнему дорогим удовольствием. Пара действительно подходящих для такой записи микрофонов, по словам Николая, обойдутся в 2,5 тысячи долларов. А на Западе явление «полевой записи» развито давно, хотя и меньше, чем фотография.
Стать профессионалом, то есть не только создавать качественную звуковую палитру природы, но и успешно продавать записи, особенно в России — нереально. Хотя возможности применить, использовать накопленный опыт и звук есть (научные центры, национальные парки, киноиндустрия) — но пока они достаточно эпизодичны, и существуют такие встречи и предложения на грани чуда.
К тому же, рынок звукозаписи сейчас изрядно попорчен «попсой». Низкокачественные, обезличенные записи, завёрнутые в красивую обложку, чаще всего быстренько и без разбору «надёрганы» из Интернета. Но их покупают, не особенно вглядываясь и вслушиваясь.
— Раньше, в 90-е годы, записи продавались на дисках. Очень модными тогда были «звуки природы», и по записям можно было узнать их авторов — людей, занимающихся звуком по 20-30 лет, — рассказывает Николай. — Один из «гуру», Гордон Хэмптон, начал заниматься записью природы ещё с 60-х годов прошлого века. Сейчас он уже отошёл от дел, но его прежние записи сложно сравнить с другими. Он использовал материалы, собранные за несколько лет, сочетал их, в итоге слушатель незаметно «погружался» в звук.
Качество звука, работа с его подачей у настоящих мастеров — это всегда видно и слышно. Как в живописи: определяешь подлинник не из подписи под картиной, и не из автографа на полотне, а из стиля автора. Есть, конечно, и сейчас авторские записи высочайшего качества, но их отыскать на общем пёстром фоне гораздо сложнее».
Гуру и новые адепты
К сведению. «Акустический эколог» Гордон Хэмптон, который называет себя «саундтрекер, звуковой следопыт», на протяжении более 30 лет записывает звуки природы в самых труднодоступных уголках планеты. Звуки, в которых «нет человека». Звуки исчезающей природы. Взглянув на некоторые фото Хэмптона за работой по записи звука, многое становится понятным. Чего стоит одно его хитроумное сооружение с микрофонами, копирующее устройство человеческой головы — ведь слушать это предстоит тоже человеку.
Как подтвердил Николай, профессионалы записи звука никогда не работают без наушников. Моменты, когда всё сложилось идеально, бывают крайне редко, и, не будучи полностью включённым в происходящее, такие откровения можно пропустить, не заметив.
Участие в предстоящем архангельском проекте, «Арктик арт форум», автор расценивает как эксперимент. Предложили — согласился:
«Пока точно сложно сказать, что и как это будет: формат только складывается. Могу лишь сказать, что это будет в Гостиных дворах. Собраться, скажем, в одной аудитории и «совместно прослушивать звуки» — нереально. Хотелось бы, чтобы это было «осознанное слушание». Человек сел, надел наушники, включил плеер — и погрузился в звук.
Ведь как бывает? Знакомые после общения со мной (смеётся) со временем вдруг начинают обращать внимание на звуки, прислушиваться. И уже мне начинают что-то рассказывать из своего опыта слушания. Думаю, что в этом — главный смысл».