Судов всех уровней по самой неоднозначной стройке Архангельска было столько, что даже их участники сбились со счёта.

Краткое содержание предыдущих «серий»: разрешение водрузить прямо на площади огромные терминалы, выданное мэрией Архангельска, уже признавалось незаконным. Застройщик поработал над ошибками и в 2015 году получил новое разрешение. Но прокуратура города сочла, что нарушения никуда не делись, и снова оспорила действия мэрии. В апреле 2016-го Октябрьский районный суд удовлетворил прокурорский иск. 

Это решение обжаловала компания-застройщик — ООО «Комтранс». Прокуратура в апелляционном представлении просила «откорректировать» в решении только одну формулировку. А само решение её, конечно же, устраивало. 

Хватит ли мощностей?

Рассмотрение апелляций крутилось вокруг двух основных тем — технических условий подключения терминалов к электросетям и так называемых объектов благоустройства, то есть автобусных стоянок, площадок посадки-высадки пассажиров и прочей инфраструктуры. 

Прокуратура считает, что у застройщика до сих пор нет технических условий на подключение к электрическим сетям. Именно на этом основании районный суд признал разрешение на строительство незаконным.

Подключение терминалов к электричеству зависит от его поставщика — Архангельского морского торгового порта. Представители застройщика утверждают, что техусловия он получил в ходе рассмотрения дела в Октябрьском суде. 

— В 2013 году мы согласовали подключение терминалов ко всем коммуникациям, за исключением электросетей. В этом застройщик получил отказ, потому что не хватало мощностей. Но в ходе судебных разбирательств мы договорились с застройщиком и выдали ему технические условия на подключение, — сообщил в суде представитель порта.

Хотя мощностей к тому времени явно не прибавилось, а вот потребителей скоро станет ещё больше: рядом достраивается храм.

Аэропорт без полосы

Объекты благоустройства — тоже вопрос принципиальный. Прокуратура настаивает, что терминалы вместе с остановками и площадками будут представлять собой единый комплекс — по сути, автовокзал. При этом у застройщика арендован только участок непосредственно под зданиями. Всё остальное — муниципальная земля. 

Именно эту корректировку — что разрешение было выдано на весь комплекс, а не только на здания — прокуратура просила внести в решение суда.  

Юристы, представляющие «Комтранс», пытались доказать, что остановки и площадки — это элементы благоустройства, под которые не требуется отдельно арендовать землю. Приводили такие примеры: 

«У торговых центров, как правило, появляются стоянки, хотя территория там муниципальная. По сути, это социальное благо для всех горожан. Кстати, перед областным судом тоже оборудована автостоянка».

Судебная коллегия всё-таки уточнила, имеется ли у застройщика разрешение на использование прилегающей территории. 

— Нет, — ответил один из юристов. — Но мы можем получить его позже. Вообще, всё это уже вопросы не строительства, а ввода в эксплуатацию.

— То есть сначала построите, а потом будете думать, что дальше? Получается, что вы возводите аэровокзал без взлётно-посадочной полосы?

— А в этом нет ничего странного. Например, в аэропорту «Васьково» полоса принадлежит министерству обороны, а здание аэровокзала — авиаотряду, — привёл пример другой юрист.

Приставам не впервой

В итоге коллегия согласилась с решением суда первой инстанции, и оно вступило в законную силу. 

Теперь застройщик вправе ещё раз собрать документы и обратиться в администрацию Архангельска за новым разрешением. Но пока строительство терминалов будет приостановлено. Впрочем, движения на ударной стройке в последнее время и так не наблюдалось

— Как только мы получим решение суда в окончательной форме, предъявим его в службу судебных приставов, — сообщил заместитель прокурора Архангельска Сергей Стрекин. — Дальнейшее строительство по той документации, которая была представлена застройщиком, теперь невозможно. Подобная ситуация уже возникала в апреле 2015 года, когда судебные приставы по решению суда сразу выехали на объект и строительство было приостановлено. Возобновилось оно только через полгода с получением нового разрешения.

Появится ли третье?