Встречу с актёром театра и кино приурочили к старту совместного проекта театра драмы и общественной организации «Время добра» — «Театральной студии» для детей с ограниченными возможностями здоровья и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая открывается под эгидой Клуба любителей драматического искусства.

Отметим, что де-юре студия еще не заработала: до 25 ноября проходит приём заявок, а 30 числа того же месяца пройдёт кастинг. Так что мастер-класс по актёрскому мастерству от Сергея Перегудова был, по сути, первой ласточкой проекта, да и просто подарком для маленьких театралов. Между прочим, на него записались 60 детишек.

Памятуя о том, что это всё-таки был мастер-класс, а не просто встреча с поклонниками, Сергей показал ребятне несколько актёрских упражнений. Если б не знать, что сам Перегудов в бытность студентом, так оттачивал мастерство, можно было бы подумать, что это не упражнения, а весёлые детские игры.

Например, актёр предложил юным зрителям сыграть в озвучание.

— Когда кино снимается, например, в лесу, в мороз, в минус 30, съёмочная группа мёрзнет, актёр стоит с замёрзшим носом, он и говорит соответствующе: дрожащим голосом, с паром изо рта… А потом приходишь на озвучание в тёплую комнату, а текст надо сказать так же, как на морозе. Там-то холодно было, и играть ничего не нужно было, а тут… Этому нас толком никто не учил, приходилось учиться самим.

Само собой, Перегудов предложил детворе не озвучить в студии уже снятый фильм, а передать с помощью голоса и интонации состояние «героя» шутейного стихотворения, который упал в яму. Причём, стишок был один, а вводные — разные. Так, девочка Соня по легенде оказалась в овраге в лютый холод, и прочитать ответные реплики ей нужно было так, чтобы мимо проходящий лесник сжалился и вытащил её. Задача у второго участника озвучания — Максима — была противоположной. Он де упал в яму, когда вокруг — пекло, и вылезать оттуда, где так сыро и прохладно, ему совсем не хочется.

Игра в озвучание. Фото Артёма КелареваИгра в озвучание. Фото Артёма Келарева

Раскрыться, как парашют

Сергей Перегудов своим личным примером показал малышне еще пару актёрских трюков, например, упражнение, которое знает каждый студент театрального училища, — «Человек-вещь». Из названия понятно, что необходимо вжиться в образ неодушевлённого предмета.

— Мы этим на первом курсе занимались, — вспомнил гость. — Парашют показывали. Тут важно понять его душу, что ему нравится, что — нет…

И, не долго думая, Перегудов продемонстрировал, что таки на душе у парашюта, живущего только ради кратких мгновений полёта, творится. Своим же подопечным уподобиться чемодану, которого собирают в отпуск, Перегудов не предложил. Оно и понятно, для такого мини-перформанса нужны изрядная актёрская сноровка, — это и театралу-дилетану понятно.

Парашют раскрываетсяПарашют раскрывается

Зато Сергей Перегудов задал ребятам другую задачку — скорее на внимание, нежели на актёрское мастерство. 

Он вызвал к себе двух человек — Артёма и Леру — и попросил их максимально внимательно оглядеть зрительный зал. Затем — развернул ребят, и пока они ничего не видели, переместил пару предметов — сумку одной из зрительниц и мои блокнот с ручкой, — а также трёх человек. Участникам эксперимента нужно было определить, что же изменилось. И ребята справились с блеском: угадали 5 из 5, включая то, что тетрадка была у «тётенки», то бишь, меня.

От заданий и упражнений встреча плавно перетекла в формат творческого вечера или в данном случае — утренника. Дети и взрослые, а, ну, как вопросы задавать! И большим, и маленьким актёр отвечал с готовностью.

 Один мальчик спросил, каково играть в театре.

— В кино можно дубль переснять, а можно вообще сцену вырезать, — рассказал Перегудов. — А театр, чем мне и нравится, постоянно держит в тонусе, в хорошей актёрской форме, приводит в чувства. Потому, что ровно в семь часов, несмотря на «хочу» и «не хочу», я должен выйти и три часа одним дублем отыграть. Вышел, и шпаришь! И не скажешь ведь: «Извините, можно я еще раз попробую?». И именно ощущением, что нельзя ничего исправить, что завтра уже будет иначе, театр и ценен. И вообще театр — хорошая штука, ходите в театр! Я из малюсенького городка Надым на Севере, и до 18 лет ни разу не был в театре. А когда побывал, я так обалдел! И почувствовал, что должен там быть.

Артём и Лера угадали пять из пятиАртём и Лера угадали пять из пяти

«Сотворившая чудо»

Спросили актёра, конечно, и про любимую роль. Сергей Перегудов задумался и ответил:

«У нас есть спектакль, ему уже 15 лет, — «Сотворившая чудо». Он про слепую глухонемую девочку, и я играю её отца. Дай Бог, мы его когда-нибудь даже привезём в Архангельск. У меня такие мысли сразу закрались, как только меня пригласили. Тем более, что в этом театре работает мама моей однокурсницы, представляете?». Спектакль, во-первых, перевозимый, мы его даже в Швецию возили. А, во-вторых, — очень понятный. К нам водят детей с первого класса».

Кстати, по словам директора театра Сергея Самодова, показать спектакль архангельскому зрителю, в принципе, реально: надо лишь «стыковать» графики и согласовать дату, а сам театр — только за.

Еще Перегудов дал совет молодым актёрам, который в первую очередь был адресован детишкам с особенностями.

— Надо оставаться таким, какой ты есть, — сказал Сергей Перегудов. — Все люди разные, тем и хороши. Надо это понять и использовать: и в актёрской профессии, и в жизни.

Он также заговорил и об архангельской «Театральной студии»:

«Театр — это место, где можно выразить себя. Неважно, какие мы. Мы все друг другу будем помогать, и из этого получится настоящее искусство. Так что это очень полезное и правильное дело».

А когда стало ясно, что пора прощаться, Сергей по просьбам зрителей достал гитару и начал петь. Красивым баритоном он спел «Замыкая круг» Криса Кельми, «Батарейку» «Жуков» и даже песенку «Мама» из советского фильма-сказки — на манер Михаила Боярского.