Признаюсь честно: третью серию сезона я посмотрел заранее, и никакие увещевания создателей сериала на меня не подействовали. «Дождитесь официального выхода серии на Первом канале». С какой стати? Одно дело, смотреть первую серию в 23:30 1 января и совсем другое — дожидаться второй в полночь накануне первого рабочего понедельника. Испытав и то, и другое, я решил, что нет никаких причин для подвига, скачал попавшую в сеть серию и мирно лёг спать пораньше.

Страшно представить, что я потратил бы на этот фильм два часа своего ночного отдыха!  Если первая серия оставила неопределённое ощущение, а вторая — послевкусие скуки, то третья просто «похоронила» сезон лично для меня.

Куда делся тот дух азарта, интриги и тонкого юмора, который отличал «Шерлока» все эти годы? Он исчез вместе с гибелью Мэри. «Мальчики с Бейкер-стрит» уже никогда не будут прежними, они уже никогда не смогут так же беззаботно смеяться и беседовать: призрак жены Ватсона будет стоять между двумя друзьями.

Собственно, это произошло уже во второй серии. Много монологов о чувствах, дружбе, ответственности. Уровень морализаторства зашкаливает. Но где действие? Его катастрофически не хватает. И на фоне сгущающегося мрака даже миссис Хадсон, дрифтующая на Aston Martin, не особо впечатляет. Юмор и оптимизм пропали. Зато началась какая-то мыльная опера с появившимися родственниками.

Зачем создателям фильма нужно было убивать Мэри? Чтобы добавить драмы и трагедии в фильм, который прекрасно обходился без них? Зачем снова повторять старый трюк и обращаться к тёмному прошлому миссис Ватсон? Возникло стойкое ощущение вторичности: всё это уже было, зачем же вновь лезть в ту же воду? Неужели там есть что-то настолько важное, что оправдывает рассказ старого анекдота?

Но всё же хотелось верить в лучшее. Вдруг третья серия расставит все точки над i, и унылое повествование окажется потрясающей картиной работы гениального ума! Но нет. Это уже не «Шерлок», это, простите, какая-то «Пила 3», где герои идут из комнаты в комнату, решая, кому умереть на этот раз. Не хватило только затяжной перестрелки или рукопашной схватки.

За все три сезона в сериале умерло меньше людей, чем за одну серию. Да, второстепенных персонажей, но всё же людей. Шутки закончились. Где ирония Шерлока? Где высокомерие Майкрофта? Где гуманизм Ватсона? Всё вывернуто наизнанку, но интересней от этого не стало.

Кажется, Шерлок слишком много времени проводит в своих чертогах разума. Ему стоит вернуться в реальный мир и заняться тем, что он умеет лучше всего — раскрытием запутанных преступлений. Пока же история гениального сыщика явно деградирует, сезон — на мой субъективный взгляд — получился на редкость слабым и скучным.