Первое предварительное заседание по делу «шаманинских» должно было открыться в 10:00 25 января. Но сотрудники суда заранее предупредили адвокатов и журналистов, что начать вовремя вряд ли получится. 22 обвиняемых — столько в одном процессе в судах области ещё не бывало. Всех их надо было привезти в суд из СИЗО и в зал вводить строго по одному — таковы правила.
Специально для этого процесса в самом большом зале облсуда установили две дополнительные застеклённые кабины со скамьями для подсудимых.
Адвокатов, соответственно, тоже 22 человека. Перед началом секретарь судебного заседания выясняла у защитников, кто из них говорит очень тихо, чтобы посадить таковых поближе.
Фото Артёма Келарева.
Маски-шоу
Когда около 11:00 судебные приставы наконец открыли двери зала, в нём вскоре образовалось непривычное для подобных мест столпотворение. Адвокаты бросились к своим подзащитным, многие из которых были в медицинских масках — то ли боялись подхватить вирус, то ли прятали лица от телекамер. Многолюдно, шумно, немного суматошно — как будто на вокзале после прибытия долгожданного поезда.
Когда в зал вошёл судья Александр Кузнецов, прессу попросили удалиться. Первое заседание было объявлено закрытым. В повестке дня значились сугубо процедурные вопросы.
— В ходе предварительного слушания нам предстоит решить вопрос о продлении срока заключения под стражу всем обвиняемым, — пояснила перед началом государственный обвинитель Мария Зворыкина. — Кроме того, им предстоит определиться, каким составом суда будет рассмотрено дело — либо с участием коллегии присяжных заседателей, либо судом единолично.
Этот процесс в любом случае будет очень долгим. Рассмотрение дела по существу при самом благоприятном раскладе начнётся не раньше весны. Так, сегодня к обеденному перерыву суд решил вопрос о сроке содержания под стражей лишь для двух обвиняемых. Помимо основной повестки дня, адвокаты заявили немало ходатайств.
Если же будет принято решение о рассмотрении дела с присяжными, оно затянется ещё больше.
Всего по шаманинской группировке было возбуждено несколько уголовных дел. То, по которому заседали сегодня, — самое массовое. Никто из его фигурантов не признаёт вину. Дело создателя ОПС Олега Шаманина и ещё двоих членов сообщества недавно тоже направлено в суд. Обвиняемые по остальным признали вину и заключили досудебное соглашение.
Напомним, предполагаемые члены группировки обвиняются в установлении криминального контроля за малым и средним бизнесом Северодвинска в 2012–2014 годах, получении «дани» с предпринимателей и уничтожении их имущества.