ИА «Регион 29» неоднократно обращалось к теме перехода архангельского общественного транспорта на электронную форму оплаты проезда. Напомним, что помимо введения муниципальной властью электронной карты, гарантирующей льготникам 20 поездок в месяц, с марта текущего года перевозчики по рекомендации мэрии начали установку валидаторов — считывающих устройств для проездных. 

Как нам пояснили в администрации Архангельска, область распространения электронных платежей в транспортной сфере не ограничится городскими автобусами и льготными категориями населения. Появятся так называемые коммерческие проездные, предназначенные для всех групп жителей поморской столицы. Аналогичная практика уже в 2017 году может быть применена на водных архангельских маршрутах, а ещё позже — охватить межмуниципальные автобусные рейсы. 

Кроме того, может быть расширен и функционал карты: для удобства школьников и их родителей электронный проездной может получить опцию оплаты школьного питания в муниципальных учреждениях среднего образования.

Экономически чувствительные

Введение валидаторов для некоторых операторов рынка перевозок может быть чувствительным в экономическом плане. Интенсивное оснащение своих автобусов считывающими устройствами в Архангельске начало именно предприятие с большим автопарком и объёмом оборотных средств. А некоторые небольшие операторы вообще намерены воздержаться от установки валидаторов. Правда, мэрия прогнозирует, что жизнь сама заставит «отказников» прийти к позитивному решению вопроса: иначе льготники смогут пользоваться услугами «неовалидаторенного» транспорта сверх нормы в 20 поездок, что перевозчику, разумеется, экономически невыгодно.

Сами перевозчики говорят, что один валидатор стоит минимум 28 тысяч рублей, а если приобретать через МУП «АППП», — 32,5 тысячи рублей. При этом предоставляется гарантия и возможность обслуживания. По словам председателя региональной ассоциации автотранспортников Андрея Попова, в существующих условиях перевозчики не смогут окупить валидаторы. Реализация идеи фактически становится чистым социальным проектом. 

От 30 до 38 рублей

Но в любом случае валидаторы — лишь часть расходов, которые несут предприятия. Инфляционные процессы, удорожание бензина, запчастей, ремонтных работ — всё это «вбивается» в тариф. 

Напомним, стоимость проезда устанавливает областное агентство по тарифам и ценам на основе анализа данных, предоставляемых перевозчиками. В Архангельске, несмотря на новые попытки операторов муниципальных маршрутов доказать более высокий тариф, стоимость проезда с февраля 2015 года составляет 21 рубль. В Онеге — 22 рубля, в Северодвинске — 25 рублей. 

При этом в региональной ассоциации автотранспортников заявляют, что маршрутная сеть города корабелов на треть меньше, чем в областном центре. В Северодвинске один пассажир проезжает в среднем 3,4 километра, тогда как в Архангельске — более 6 километров. Кстати, эту информацию на недавнем международном Арктическом форуме председатель ассоциации автотранспортников Поморья Андрей Попов озвучил помощнику президента России, экс-министру транспорту РФ Игорю Левитину. Справедливости ради добавим, что в Северодвинске перевозчики работают на больших автобусах, которые более затратны в эксплуатации и обслуживании, чем ПАЗики. По нашим данным, в Северодвинске операторы тоже недовольны существующим тарифом и планируют доказать, что он должен быть на рубль-два выше нынешнего. 

Что касается стоимости проезда, на которую претендуют архангельские перевозчики, то часть из них ещё в декабре представила в областное агентство расчёты, в соответствии с которыми тариф должен составлять от 30 до 38 рублей (в зависимости от специфики маршрута). Агентство не приняло эти цифры. Причём, как подчёркивают в организации автотранспортников, у ведомства нет единой открытой методики расчётов. Это усложняет процесс доказательства экономически обоснованного тарифа, поскольку меняются «лекала, формы и документы, которые нужно подавать перевозчикам». 

Чем покрыть «дельту»? 

При этом, как считают сами перевозчики, стоимость проезда может остаться прежней (21 рубль), но для этого выпадающую «дельту» от 9 до 17 рублей надо предусмотреть в городском  бюджете. Правда, учитывая, что бюджетный дефицит Архангельска закладывался на уровне порядка 209 миллионов рублей, перспектива сделать тариф гуманнее за счёт общих усилий налогоплательщиков видится нереальной. 

Как сообщил ИА «Регион 29» Андрей Попов, сейчас перевозчики готовят очередную доказательную базу под новый тариф. На этот раз они намерены предоставить документы в профильное агентство консолидированно, единым фронтом. Скорее всего, это произойдёт в конце мая - начале июня. В течение полугода агентство по тарифам и ценам будет анализировать ситуацию. Поэтому у архангелогородцев есть возможность полгода ездить по старому тарифу.