Полевые работы с применением георадарной техники прошли на территории бывшего Николаевского монастыря (ныне административный центр Котласской епархии).
О ходе поисковых работе и о специфике обнаружения мощей святых Русского Севера на пресс-конференции в Архангельском епархиальном управлении рассказали зампредседателя комиссии Архангельской митрополии по канонизации святых игумен Варлаам (Дульский), секретарь попечительского совета фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимир Станулевич и научный сотрудник Института археологии РАН Алексей Беличенко.
Игумен Варлаам (Дульский). Фото Артёма Келарева.
Древняя традиция
По словам игумена Варлаама, почитание святых мощей — глубокая традиция церкви, идущая от времён её основания и имевшая духоукрепляющее значение для гонимых христиан. Традицию не утрачена. Будучи настоятелем Антониево-Сийского монастыря, игумен отметил, что каждый день братия начинает с молитвы в месте погребения основателя обители — преподобного Антония Сийского.
— Если мы говорим о духовном возрождении нашего северного края, очень важно разработать модель взаимодействия общества (в лице научных деятелей) и церкви для изучения таких мест, — отметил игумен. —Это, несомненно, поможет в возрождении духовной жизни.
Также было отмечено, что посещение храмов и обителей, где находятся мощи святых угодников, в десятки раз превышает турпоток в другие места области.
Как пояснили участники мероприятия, церковь не может самостоятельно заниматься археологическими работами, это противоречит законодательству. По словам Владимира Станулевича, верующие люди и священства остались один на один с проблемой, но и наука тоже не получает госзадание на выполнение подобных работ.
— Это серьёзная проблема — свести в одно малобюждетный, но очень важный для верующих людей заказ, преодолеть противоречия, привести к священникам науку — археологов, георадарщиков, — рассказал о своей миссии Владимир Станулевич.
Ему удалось выйти на разработчиков георадара «Лоза», которые, к слову, ещё в 1970-е занимались геофизическими приборами для проекта советских марсоходов. Организатором поисков выступила ассоциация «Северное информационное агентство», получившая грант на реализацию поискового проекта.
Владимир Станулевич. Фото Артёма Келарева.
Отработать вероятность
В случае с исследованиями в районе современной улицы Кедрова в Коряжме было необходимо «отработать вероятность» того, что на месте снесённого собора Благовещения святой богородицы (Николо-Коряжемский монастырь) есть захорнение. На этом месте в 1990 годы была построена колокольня. Часть захоронении оказалась под новой постройкой. Это, разумеется, затрудняло выполнение исследовательских работ.
Монастырь был основан предположительно в 1535 году, когда преподобные Лонгин и Симон построили часовню и деревянную церковь в честь святого Николая Мирликийского чудотворца. Отсюда и название монастыря — Николаевский. Коряжемский — от названия речки Коряжемка, в устье которой он расположен.
Журналистам представили заключение проведённого георадарного обследования. В нём отмечается, что «на четырёх участках площадной съёмки был определён контур фундамента Благовещенского собора, внутри выделено пять предполагаемых захоронений. На глубинах 1,9-2,3 метра регистрируются радиообразы объектов по типу захоронений. Объекты ориентированы в направлении „запад-восток“, имеют длину 2-3 метра и ширину 1-1,5 метра».
Иначе говоря, по формальным признакам то, что удалось обнаружить исследователям с помощью георадара, похоже на захоронения.
Алексей Беличенко. Фото Артёма Келарева.
Вопросы остаются
По словам Владимира Станулевича, окончательные итоги можно будет подводить только с помощью учёных-археологов. Однако разрешение на проведение археологических работ только с благословения котласских архипастырей и митрополита Архангельского Даниила. В свою очередь Алексей Беличенко заметил, что георадарные исследования поставили много новых вопросов, на которые предстоит найти ответы. В работе учёным помогали местные жители, молодёжь. А дальнейшие археологические работы могут быть выполнены точечно, а не по всей площади монастыря.
Выработанная модель взаимодействия между наукой, церковью, органами власти по проекту может послужить хорошим примером для решения аналогичных проблем и в других регионах России. Впрочем, за объектами применения такой модели далеко ходить не надо — ситуация с аналогичными исследованиями в месте захоронений святых Антония и Феликса Корельских на территории северодвинского «Севмаша» пока подвисла.