Оба теплохода получили имена известных поморских моряков, профессионалов высочайшего класса, вошедших в историю советского и российского флота.
Бесстрашный Сахаров
Анатолий Сахаров родился в 1905 году в семье ледового капитана, Героя труда водного транспорта Николая Максимовича Сахарова, сподвижника знаменитого Георгия Седова, именем которого названа набережная в Соломбале. Поэтому неудивительно, что Анатолий тоже выбрал морскую стезю и поступил на судоводительское отделение Архангельского техникума водных путей сообщения.
С 15 лет он ходил на судах. В 1934 году Анатолий Сахаров — капитан судна «Пахтусов». В Карском море на этом пароходе работает экспедиция известнейшего советского океанографа Якова Гаккеля. В 1939 году Сахаров, капитан парохода «Сталинград», участвует в операции в Гренладском море по выводу из ледового плена ледокола «Георгий Седов».
В годы Великой Отечественной войны Анатолий Николаевич — участник Северных конвоев.
В 1942-м его «Сталинград» был включен в в состав самого крупного за годы войны конвоя PQ-18. В первой половине сентябре судно идёт из Рейкявика в Архангельск. 13 числа «Сталинград» атаковала германская подлодка. Торпеда пробила правый борт и взорвалась в районе машинного отделения и угольных бункеров. Все, кто там находился, погибли. Капитан Сахаров действовал чётко и бесстрашно: он подал сигнал об опасности союзным судам и отдал приказ всем оставшимся в живых покинуть судно на уцелевших плавсредствах.
Союзники смотрели в бинокли, как капитан Сахаров последним покидает судно. Своё восхищение иностранные моряки мужеством этого человека выразили в рапортах и представлении к награждению орденом Великобритании. Он поднял сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!». Снял бинокль с шеи (это лишний вес в воде), аккуратно его повесив, и закурил сигару. А затем спокойно наблюдал, как пассажиры и команда покидают судно.
Британский король Георг VI наградил капитана Сахарова крестом «За боевые заслуги». В Советском Союзе такую награду получили единицы.
После войны Анатолий Николаевич ходил на многих судах Северного государственного морского пароходства. Но длительное пребывание в ледяной воде после торпедирования «Сталинграда» пагубно отразилось на здоровье капитана. В 1953 году в возрасте 48 лет он умер в арктическом рейсе.
Фото Артёма Келарева.
Коренной помор с открытой душой
Замечательным капитаном был и Валерий Коковин. Он родился в Архангельске в 1928 году. Также как и Анатолий Сахаров Валерий Коковин выбрал дело своего отца и деда, и поступил в Архангельский морской техникум на судоводительскую специальность.
Шла война, и в шестнадцать лет парень встал к штурвалу парохода, перевозившего военные грузы в Северной Атлантике, Белом и Баренцевом морях. Судьба берегла суда, на которых в Северных конвоях ходил Валерий Коковин.
После войны он окончил учёбу и стал штурманом СМП, а 1955 года — капитаном. Валерий Петрович был руководителем северных операций в Белом и Баренцевом морях. Моряки-ветераны с теплотой вспоминают капитана:
«Работалось с Валерием Петровичем легко, с подъёмом. Все его команды, указания и замечания были продуманными, чёткими, подавались словами и тоном, не унижающими человеческое достоинство, а выполнялись членами экипажа бесприкословно».
Люди, знавшие капитана Коковина, замечают, что в нём сразу угадывался коренной помор, человек с открытой, широкой душой и чувством собственного достоинства. Он не любил нечестных и изворотливых людей. Сам был всегда подтянут, чисто выбрит и аккуратно одет. Своим внешним видом он вывывал уважение членов команды, гостей и официальных представителей зарубежных портов.
Валерий Петрович был награждён орденом Ленина, Великой Отечественной войны 2-й степени, «Знак почёта», медалями, знаком «Почётный работник морского флота». В 1993 году заслуженный капитан стал почётным гражданином Архангельска.