Его автором станет создатель лучшего экскиза, который определит конкурс. Сейчас первичный отбор прошли девять уличных художников. Победитель будет объявлен 5 августа, реализация макета на фасаде типографии площадью пять на 18 метров начнётся с 18-го, а сам фестиваль с обширной программой — дневной и ночной сменами — состоится в здании типографии 26 августа. 

Граффити будет здесь.Граффити будет здесь.

Но уже сейчас организаторы и участники конкурса развернули в газетном цеху типографии свой оперативный штаб. До 28 июля включительно участники должны будут предоставить финальный вариант эскиза, но после того, как погрузятся в мир типографии.

— Сейчас, на втором этапе, происходит внедрение в типографию, — рассказала один из организаторов фестиваля Карина Симакова. — Любой художник должен быть подготовлен, должен понимать и чувствовать историю предприятия, чтобы потом выразить её в своём творчестве.

— Мы просили, чтобы на первом этапе ребята присылали именно наброски — лёгкой рукой, — добавила Мария Бирюкова. — Но у некоторых уже проработана чёткая концепция, понимание того, как типография связана с городом. На других же эскизах в основном — абстрактные картины или какие-то воспоминания, образы рабочих. В этих рисунках есть ощущается некая ностальгия.

В рамках этого внедрения уже прошла экскурсия по типографии, а ещё — пленэр. Не с мольбертом на чистом воздухе, а прямо в цехах. Кроме того, запланированы лекции и дискуссии. Одной из первых состоится закрытая встреча с главным художником Архангельска Михаилом Трещёвым. Он расскажет участникам конкурса, как стрит-арт художнику найти точки соприкосновения с городской администрацией. Ещё, например, с ребятами пообщается мурманский художник Илья Байдак.

Кстати, и Трёщёв, и Байдак вошли в жюри конкурса. А вместе с ними — архитектор Надежда Чадович, которая преподаёт в московской «Архитектурной школе МАРШ», и члены творческого объединения «Артмоссфера» — организаторы одноимённого биеннале стрит-арта в Москве. 

Открытый день и секретная ночь

Но, конечно, главным событием фестиваля станет 26 августа. Именно тогда — не раньше! — двери типографии откроются для всех горожан. Программа будет поделена на дневную и ночную смены.

— Названия всех секторов идут из типографского быта: «смена», «цех», «архив», «мастер», «механизм»… — пояснила Карина Симакова. — В газетном корпусе руководитель танцтеатра Es Sentia Ваня Перчугов представит перформанс по мотивам творчества Маяковского, что тоже нам очень нравится — это соответствует индустриальной тематике.

Вход на дневную смену бесплатный. Она включает экскурсии по цехам, видео-инсталляцию и фото-выставку, посвящённую предприятию и его работникам, ярмарку книг, изданных в «Правде Севера», лекторий по стрит-арту и урбанистике и мастер-классы по поделкам из типографских отходов — обрезков, бумаги, брака, туб от рулонов, фольги… Инсталляцию, посвящённую отходам производства, подготовит также экологическая организация «Этас». А ещё горожане смогут посетить выездную библиотеку Добролюбовки.

Ночная смена будет практически конспиративной, что, несомненно, придаст ей особое очарование. 

— Это будет полусекретное мероприятие, — заинтриговала Мария Бирюкова. — Мы не афишируем, в каком именно помещении оно будет проходить. Покупая билет, нужно будет оставить свой e-mail, и за два дня на него будет выслана информация. Её главный событием станет концерт, хедлайнером которого выступит известная российская группа. Её название пока держится в секрете.

Кроме того, параллельно в августе пройдут кинопоказы фильмов, связанных с типографией, дизайном, уличным искусством.

Машины, подвиньтесь! Идёт искусство

Идеолог фестиваля Карина Симакова рассказала ИА «Регион 29», как родился замысел фестиваля:

«Типография открывает свои двери для людей. Мы пришли сюда с тем, чтобы дать архангелогородцам возможность узнать о том, что у нас есть производство, то, чем мы можем гордиться. Тем более, что через два года типографии исполнится 200 лет. Это целый пласт истории, в ней работают поколениями. Мне кажется, это захватывающая идея».

Отметим, что опыт организации арт-пространств на заброшенных заводах и других индустриальных помещений в мировом и российском современном искусстве не нов. Самый авторитетный в России музей современного искусства «Гараж» первоначально, действительно, находился в знаменитом здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве, и лишь потом переехал — сначала в Парк Горького, а затем в бывшее здание советского ресторана «Времена года».

Но с «Правдой Севера» всё иначе: предприятие действующее. Здесь, в частности, сейчас печатается одноимённая областная газета. Так как же типография пустила современных художников в свои цеха? Об этом мы и спросили Карину Симакову. 

— Типография проектировалась в грандиозных советских масштабах: раньше и машины были больше. А сейчас время другое, машины более компактные, и пространство типографии можно оптимизировать, — ответила организатор. — А освободившиеся помещения можно открыть — как это делается в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Например, в Екатеринбурге есть Дом печати, из которого сделали большое культурное пространство. Тут похожая история. Эти площади будут сдаваться в аренду, и пока они не заняты, мы решили, что было бы здорово открыть их людям, показать кусочек истории. И руководство типографии пошло нам навстречу.

Интересно, что сама Карина живёт типографией уже почти год.

— Я начала вникать в жизнь типографии где-то около года назад. Я прониклась этими людьми, помещениями, так и возник замысел сначала конкурса, а затем и фестиваля. Сначала была идея просто расписать стену: хотелось сделать что-то значимое для города, чтобы он тоже как-то по-другому себя почувствовал. Мы обратились к художнику, он сделал эскизы. А потом наступила осень, погода испортилась, и всё как-то приостановилось. И уже этой весной я встретила Машу Бирюкову, которая связана с арт-сообществом Архангельска. И она очень активно включилась в этот проект. Появилась идея конкурса, а потом уже возникла идея фестиваля. Мы поняли, что мало нарисовать граффити, нужно рассказать об этом городу.

Тигран Костанян на пленэре.Тигран Костанян на пленэре.

«Цвет убирается, остаётся много чувств»

На пленэре в цехах типографии мы застали одного из участников конкурса — граффитчика Тиграна Костаняна. Молодой человек около 9 лет занимается граффити и просто живописью.

Сейчас он живёт и учится в городе на Неве — в Государственном университете дизайна и промышленных технологий Санкт-Петербурга.

Отметим, что Тигран выполнил одно из граффити на фасаде архангельского музея ИЗО — стрит-арт по мотивам «Царевны-Лебедь» Врубеля.

Своё участие в «Селекторе» парень объяснил очень просто:

«Мне просто хочется порисовать, хочется сделать фасад, и мне интересна разная „движуха“ в Архангельске. Я смотрел на то, что творится в типографии: здесь очень своеобразная жизнь. Чтобы что-то нарисовать, нужно много думать».

На пленэре юноша делал не зарисовки, а снимки на фотоаппарат. Причём большинство в технике «сепия».

— Мне нравится монохромность, — говорит Тигран. — Цвет убирается, но остаётся много чувств.