О романтике, борьбе и победе мы говорим с Вадимом Волоцким — одним из самых ярких и деятельных представителей парусного спорта в нашем регионе.

— Вадим, расскажите, как, когда и почему вы пришли в парусный спорт?

— Меня привёл случай. В семь лет я пошёл на рыбалку к яхт-клубу «Водник» и встретил соседского мальчика. Звали его Евгений, он был постарше и уже занимался на яхтах. Я просто засыпал его вопросами о клубе, о яхтах. А он отвёл меня к тренеру, Татьяне Михиной, которая и посадила меня матросом в «Кадет» и стала моим наставником. Потом были «Оптимист», «Луч» и крейсерские яхты. И, естественно, когда к нам в город пришёл зимний виндсёрфинг, и появилась возможность ходить на парусах зимой, освоил и его. Так парусный спорт стал делом моей жизни.

Фото из архива Вадима Волоцкого.Фото из архива Вадима Волоцкого.

Медаль за спорт, медаль за труд

— Расскажите о ваших главных победах и достижениях.

— Каждая победа зависит от цели на определённом отрезке жизненного пути. Вначале главной победой было выйти в сильный ветер. Волны и шквалы пугают, когда нет опыта, но с ростом мастерства стихия покоряется тебе. Это и стало моей первой победой — над  стихией и своим страхом.

А если говорить именно о спортивных достижениях, то они в основном связаны с зимним виндсёрфингом. Он всегда был мне наиболее интересен, да и с финансовой точки зрения является менее затратным. А ведь в 90-е и «нулевые» годы денег на спорт практически не выделялось, так что приходилось покупать паруса, такелаж, оснастку, да и выезжать на соревнования за свой счёт. Ну и, конечно, друзья помогали.

— А какие победы запомнились больше всего?

— Пожалуй, первые победы на чемпионатах России и мира. Конкуренция была острейшая: дрались за каждый метр! И тем приятнее было победить. Конечно, значимы победы моих воспитанников. Евгений Мальгин, Юлия Осколкова и Настя Бизяева, Андрей Харьговский, Константин Кожевников и Алексей Дьячков, Андрей Семишин — это только ярчайшие звёздочки. По итогам каждого спортивного года мои воспитанники выигрывали 70-80 процентов всех стартов на региональных соревнованиях.

— Насколько я знаю, у вас есть награды не только за спортивные достижения, но и за создание новых парусных саней в зимнем виндсёрфинге.

— Да, дважды мои разработки были отмечены наградами международной ассоциации зимнего виндсёрфинга. Дело в том, что это свободный класс: ограничен только максимальный размер паруса и его крепление к саням, а сами сани, их конструкция — длина, ширина, количество и длина лыж не лимитированы.

Первую разработку с Иваном Шабалитовым — широкую площадку на двух лыжах — мы представили на чемпионате мира в Финляндии в 2011 году. Перед этим мы опробовали новую конструкцию на чемпионате России, и наши ребята взяли все три призовых места. А на чемпионате мира она принесла победу Андрею Харьговскому. С этого момента все спортсмены в мире перешли на широкую конструкцию саней.

Вторую награду за новую модель я получил в 2017 году на чемпионате мира в Тольятти. Я усовершенствовал широкую конструкцию саней механизмом для регулировки угла закантовки лыж, что даёт ещё больший прирост скорости и контроля над санями. И на том же чемпионате я занял третье место, хотя награда за создание новых саней мне доставила больше радости.

Фото из архива Вадима Волоцкого.Фото из архива Вадима Волоцкого.

Курс — на победу

— Вадим, как на ваш взгляд изменился парусный спорт Архангельской области за эти годы? Как он развивался, и на каком уровне относительно мира и всей России он находится сейчас?

— Парусный спорт не изменился. Как в древние времена, так и сейчас люди используют парус как движитель. Изменились условия, в которых живут и занимаются люди. В советские времена все яхт-клубы были ведомственные, состояли на балансе какой-либо организации. В 80 -х годах прошлого века в Архангельске было три яхт-клуба: «Водник» при северном морском пароходстве, «Труд» при профсоюзах и «КЮМРП» — при областном бюджете и пароходстве. И было всё просто — приходи и занимайся. Яхту тебе дадут, материалы на ремонт яхты дадут, на соревнования свозят, продуктами снабдят и в море отправят.  А сейчас для детей в городе осталось одно место занятий — муниципальная школа, оставшаяся на базе яхт-клуба «Труд». Воспитанники занимаются бесплатно. Взрослые горожане ходят на крейсерских яхтах, оставшихся с советских времен, которые закрепили за экипажами, и они за свои средства их содержат. На гоночных яхтах тренируются только дети, так как организовать занятия для взрослых возможности нет. Да и зимним виндсёрфингом занимаются те спортсмены, которые сами себе приобрели снаряжение. 

Ну, а чтобы оценить спортивный уровень — просто взгляните на результаты выступления спортсменов: с 2000-го года в классе зимний виндсёрфинг наши спортсмены становились призёрами и чемпионами чемпионатов мира 14 раз, поднимались на пьедестал почёта чемпионата России 25 раз. 

— А насколько вообще популярно это направление в регионе сегодня?

— Очень популярно. С каждым годом всё больше яхт участвуют в традиционных гонках: Соловецкой и Кандалакшкской регатах, в розыгрыше Кубка области. Порядка 50 детей принимают участие в соревнованиях на гоночных яхтах «Оптимист», «Кадет» и «Луч-мини». Но, как я говорил, если у детей есть возможность тренироваться, то у взрослых всё зависит от собственных возможностей. Пожалуй, динамичней всего сегодня развивается такое направление парусного спорта, как сноукайтинг. Это класс, в котором спортсмен движется по снегу на лыжах или сноуборде, а тянет его парус-крыло кайт. Со стороны он похож на парашют. Кайт довольно недорогой вид спорта, не требует базы для хранения снаряжения — достаточно багажника автомобиля. Да и кататься можно практически на любой заснеженной территории. И, конечно, наличие школы сноукайтинга Григория Запрягаева является большим подспорьем в развитии парусного спорта в нашем регионе.

— В каком возрасте можно приходить в парусный спорт, есть ли возрастной предел? И с чего начинать человеку, желающему стать яхтсменом?

— В парусный спорт детей набирают с семи лет на оздоровительные программы, а с девяти лет — на спортивные. Ну, а заниматься можно, пока носят ноги! К примеру, на последнем чемпионате мира по зимнему виндсёрфингу был участник, которому исполнилось 78 лет! Детям проще: приходите в парусный центр «Норд», подавайте заявление и поступайте в школу. Там научат. К слову, сегодня здесь обучаются порядка 650 детей в возрасте от семи до 17 лет, из них около ста человек занимаются парусным спортом по профессиональной программе. Ну, а у взрослых один вариант: покупать яхту или кайт. Влиться в сложившиеся экипажи на областных и муниципальных яхтах практически нереально.

Фото из архива Вадима Волоцкого.Фото из архива Вадима Волоцкого.

Испытание морем

— Люди, влюблённые в парусный спорт, строят яхты сами. Насколько вообще это дорогое увлечение?

— Мне кажется, проще купить яхту! Стройка может полностью поглотить всё ваше время, а в итоге выход на своей яхте в море останется несбыточной мечтой.

— Какой подготовкой должен обладать яхтсмен?

— В парусном спорте важна не только физическая, но и теоретическая подготовка. Яхтсмен должен обладать силой штангиста, реакцией боксёра и уметь мыслить, как шахматист. Все эти качества должны сопровождаться умением принимать решения.

— Что даёт парусный спорт человеку? Как он влияет на мировоззрение и философию, чему учит и какие возможности открывает?

— Что даёт… Наверное, шанс побороть стихию, сразится с соперниками. Кроме того, парусный спорт развивает множество положительных качеств, таких как дисциплинированность, сила воли, уверенность в себе, умение разбираться в людях, работать на результат. Не вызывает сомнения тот факт, что в людях, занимающихся парусным спортом живёт и дышит неведомая сила, непреодолимая тяга к свободе, все это заставляет смотреть на мир под другим углом, любить природу и не размениваться по мелочам. Кроме перечисленного, лично мне он дал возможность побывать во многих уголках планеты и обзавестись большим количеством хороших друзей.