Автобусы со смонтированными терминалами нового образца впервые вышли на маршрут 1 сентября. Пассажиров тогда очень удивил формат новых «талончиков», больше напоминающих чеки в магазине. Ещё больше их впечатлило объявление, сообщающее, что теперь за проезд можно расплатиться с помощью бесконтактной банковской карты.
Для тех, кто такую карту себе ещё не оформил, многочисленные участники проекта представили «Единую транспортную карту» для областного центра. 12 сентября её смогли опробовать в деле блогеры Архангельска.
Автобусы, готовые принимать новый проездной, пометили специальной наклейкой. Фото Алексея Минина.
Включённый валидатор легко прочитал новые красные архангельские проездные, сняв положенный 21 рубль за проезд. Справился аппарат и с банковскими картами собравшихся тестировщиков. Техно-энтузиасты смогли расплатиться собственным смартфоном, поддерживающим такую функцию.
В настоящий момент систему тестируют лишь на одном автобусном маршруте Архангельска, «5э». Но партнёры хотят распространить этот опыт на все городские маршруты. Для этого они предлагают свою систему другим перевозчикам и планируют участвовать во всех возможных конкурсных процедурах. Соответствующее предложение готовят и для межмуниципальных перевозок. Для этого уже готовы предложения в областной минтранс. Опыт внедрения таких систем у инициаторов имеется, их решения под разными торговыми названиями применяются в 19 регионах, включая города-миллионники.
Как это работает
Единую транспортную карту в настоящий момент можно приобрести у водителей автобусов тех же «5э». Стоит проездной 100 рублей и уже при покупке включает сумму, достаточную для двух поездок (оставшиеся 58 рублей стоит сама бесконтактная карта). При входе в автобус её достаточно поднести к валидатору, который тут же выдаст билет.
Валидатор может считать, как новые транспортные карты, так и карту любого банка, поддерживающую бесконтактную оплату. Фото Алексея Минина.
Как тратить, кажется, понятно. А как пополнять? На этот вопрос ответил представитель Сбербанка. Оказывается ещё 5 сентября в банкоматах этого банка появилась возможность закинуть необходимую сумму на такую карточку. В ближайшие дни пополнение проездных должно стать доступным также в их платёжных терминалах и через онлайн-банк или мобильное приложение. Блогеры попробовали пополнение в банкомате, всё работает. Остальные способы на момент написания материала платежи не проводили.
Зато вполне работало приложение транспортной карты. Зарегистрировав проездной в приложении для телефона, можно легко отследить, как зачислялись и расходовались средства. Для родителей тоже польза: они могут понять, когда и куда ездили их дети.
Один из представителей партнёров демонстрирует работу приложения транспортной карты. Фото Алексея Минина.
Но есть одно «но»
Выявились у системы и недостатки. Оказалось, что новые валидаторы не работают с электронными социальными проездными, которые администрация города выдала льготникам. Тогда город обязал перевозчиков закупить валидаторы для считывания этих проездных. Получается, теперь автоперевозчики должны возить два валидатора: один для льготников, другой для всех остальных. В выпущенном ассоциацией автотранспортников Архангельской области пресс-релизе закупленная муниципалитетом система называется «морально устаревшей». Более того, в релизе упоминается скандальный конкурс по маршрутам №11, 38 и 76, где в качестве требований значится ещё одна система, не совместимая с льготными картами «МФ-Тариф», выданными администрацией Архангельска. По всей видимости, от этого решения муниципалитет в ближайшем будущем откажется. А пока не отказался, в автобусах придётся возить минимум по два валидатора.
Вместе с тем автотранспортники опасаются, что нечёткие требования к этой новой системе оплаты проезда могут создать ситуацию, при которой необходимо будет обслуживать уже три или больше проездных. В одном конкурсе может победить перевозчик с одной системой, в другом – с другой. В результате горожанам придётся носить целый ворох транспортных карт, каждый раз выбирая, чем оплатить проезд на конкретном маршруте.
Председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов рассказывает о недостатках используемой в данный момент системы учёта проезда льготников. Фото Алексея Минина.
Именно такой сценарий хотели бы исключить партнёры по «красной карточке», спешно привозя проездные и внедряя системы оплаты. Чем эта вся история закончится, мы сможем наблюдать собственными глазами. Отметить можно лишь одно: ситуация с транспортным обслуживанием горожан сдвинулась с мёртвой точки.