Спектаклю «Поминание», основанному на стихах Иосифа Бродского, Максимиллиана Волошина и поэмах Александра Блока «Двеннадцать» и Анны Ахматовой «Реквием», была уготована роль первой премьеры в 42-м театральном сезоне Молодёжного.

Первой о том, что «министр культуры Яничек запретила работать над спектаклем», на своей странице Вконтакте вечером 28 сентября сообщила супруга художественного руководителя Анастасия Панова. Наутро практически аналогичное сообщение появилось в сообществе Молодёжного театра.

29 сентября Виктор Панов созвал у себя в театре двухчасовую импровизированную пресс-конференцию, на которой изложил суть проблемы.

По словам Панова, в последние годы его театр стал получать всё меньшие объёмы бюджетного финансирования. Так, в 2015 году он составил 36 миллионов 150 тысяч, в 2016-м — 39 миллионов. Зато в 2017-м он резко упал до 28 миллионов, а на 2018-й запланировано и того меньше — 25 миллионов с лишним.

При этом, в последние два года театр, по словам Виктора Панова, вообще не получал средств на постановки. 

— Но нашёлся очень хороший влиятельный человек, — рассказал Панов, — который спросил меня: «А сколько надо?». И дал шесть миллионов на четыре новые постановки, в том числе «Зверушкины истории» Искандера Сакаева.

«Вы получаете отказ!»

Так что, «Поминание», по сути, полностью должно было ставиться на привлечённые средства. Несмотря на это, месяц назад Панов подал в министерство культуры на согласование сделки с ним, как ИП, на три вида работ — написание инсценировки, постановку и создание сценографии. 

При этом в Молодёжном говорят, что долгое время театр ни на какие согласования не подавал, а тут, когда театр четыре месяца ходит под проверкой, все перестраховываются.

Виктор Панов ждал ответа целый месяц, но ответа всё не было. Наконец, он позвонил министру культуры Веронике Яничек. 

— Она по телефону мне кричала: «Вы получаете отказ! Коррупционная составляющая в особо крупных размерах, конфликт интересов!», — рассказал Панов.

Также, по словам худрука, министр заявила, что он должен был пройти конкурс.

Между тем, Панов, по мнению юристов, имеет право, будучи художественным руководителем, одновременно быть режиссёром, автором инсценировки и сценографии и получать за это деньги.

«Не хотят, чтобы народ увидел красоту»

Виктор Панов зачитал ответ от министерства, в котором значилось:

«…отказать в одобрении сделок по заключению следующих договоров между учреждением и индивидуальным предпринимателем Пановым Виктором Петровичем…».

И далее — список услуг: постановка, написание инсценировки литературно-музыкальной композиции и создание сценографии. Там также сообщалось, что «настоящее распоряжение вступает в силу».

— Для меня отказ на согласование является завуалированным запретом на постановку. Я думаю, они не хотят, чтобы народ увидел эту красоту, этого Бродского… — сказал маэстро. — Вот видите, сценарий какой? 28 вариантов написал. Значит, я не имею права. 

Театр, в свою очередь, обратился в министерство за разъяснением, которое ему обещали в течение 30 дней.

Журналисты спросили Панова: так будет ли спектакль? Он сказал:

«Спектакль? Спросите у министра».

Но потом добавил:

«Ребята, мы увидим этот спектакль!».

Не сам с собой

«Регион 29» запросил комментарий в министерстве культуры. Ситуацию с «Поминанием» министр Вероника Яничек прокомментировала так:

«Ни о каком запрете на создание литературно-музыкальной композиции «Поминание» Архангельского молодёжного театра, о которой говорит Виктор Петрович Панов, не может быть и речи. У министерства культуры нет на это никаких полномочий. Действительно,  11 сентября он обратился с просьбой согласовать  сделку посредством взаимосвязанных договоров на 900 тысяч рублей на создание постановки между индивидуальным предпринимателем Виктором Пановым и Виктором Пановым как художественным руководителем Архангельского молодежного театра. Конечно, я оставила это без удовлетворения, поскольку  31-й статьей  44-го федерального закона установлен прямой запрет  на заключение сделок, в которых усматривается конфликт интересов». 

В ответ на эти слова заместитель художественного руководителя Молодёжного театра Аркадий Кузнецов возразил:

«Неправильно говорит министр. Согласно пункта 17 части 1 статьи 93 закона 44,  «художественный руководитель имеет право на выполнение работ по договору с театром, но при этом договор должен быть согласован с учредителем на основании пункта 9 части 1 ст. 31 федерального закона». При этом художественный руководитель заключает договор не сам с собой, а с действующим по доверенности заместителем, имеющим право на заключение договоров. Проекты договоров были представлены в министерство вместе с заявкой на согласование, и там указано, кто с кем заключает договор».