Впрочем, этого ждали несколько лет после мощного XIX-го фестиваля. И дело здесь не только в весьма странном выборе места, но и в составе участников, среди которых многие наверняка сделали для себя открытия. Но по порядку.
Рок в ДК
Узнав, что ББ в этот раз будет проводиться в здании бывшего обкома партии, скептических ожиданий было не избежать. И ничего странного — увиденное действительно окунуло в ностальгическую атмосферу совка: мраморные лестницы с коврами, белый кабинет сцены, порталы, увешанные оставшимися с ремесленного форума узорами, да и сам логотип феста — пионерский значок с танком вместо позолоченного Ильича. Для полноты картины не хватило разве что бюста пролетарского вождя в углу сцены и кумачового лозунга типа «Партии Ленина слава» или «Решения XXVII съезда партии в жизнь» — просто какой-то рок в ДК конца восьмидесятых. Конечно, все это можно было бы обыграть. Тем не менее, надо признать, звук оказался куда лучше, чем в «М33», где проходили все последние фестивали.
Патриарх фестиваля Александр Мезенцев.
Как рассказал патриарх и идейный вдохновитель «Беломоров» Александр Мезенцев, в Архангельске приходится выбирать между клубным антуражем с баром и красивой картинкой и качественным звуком. И печальная истина в том, что в Архангельске нет площадок для проведения такого рода мероприятий — амфитеатр напрочь убивает роковый запал, как, впрочем, и «эмковские» балконы со столами. Как следствие — полупустой танцпол при довольно оживлённом фойе с импровизированным буфетом с пирогами. Зато на сей раз сделали ставку на качественный звук и, видимо, не прогадали.
День первый: тяжёлый метал с лирической паузой
Итак, из первых выступавших довольно приятное впечатление о себе оставил онежский «Якорь» со своим мрачноватым тягучим doom. Год назад парни уверенным пинком открыли дверь на архангельскую рок-сцену и с тех пор успели плотно занять свою нишу.
С интересом ждали и появления «Сухого закона» с его зубодробительным музлом. Разочарований не было — чуваки остались верны metal-стилистике и вернулись практически с тем же, с чем и ушли.
Фото Артёма Келарева.
После них мощно задвинули галлы из Dog’n’style. Ничем особо новым французы не удивили, но отработали свой heavy rock’n’roll, приправленный порцией stoner весьма бодро и весело — этим коктейлем и сумели покорить Север, в отличии от Наполеона. Кстати, Dog’n’style оказались приятно удивлены площадкой — после выступлений в маленьких клубах по всей Европе, они впервые вышли на такой простор и отрывались на сцене по-полной.
Порадовала архангельская «Корица», которая, честно говоря, никогда не ассоциировалась с классическими рок-направлениями, но сумела плавно слить накопившуюся на сцене железную взвесь.
После лиричной «Корицы» питерскому коллективу «Пропеллерброкен» осталось лишь вытащить убаюканных зрителей на танцпол и задвинуть почти что клубняк — получились весьма и весьма энергичные танцы под рок’н’рольные и фанковые треки.
К сожалению, следующие участники феста — норвежцы из Neon Аpartments — снова повысить градус не смогли, несмотря на довольно качественное и техничное indie — как-то после тяжелого старта эта стилистика, наоборот, оказалась больше успокаивающей.
Your Screaming Silence
Зато потом всё снова двинулось в гору — москвичи из Your Screaming Silence своим пост-хардкорным драйвом и неплохим женским вокалом уверенно подготовили почву для хедлайнеров первого дня — американцев «Sunrunner». Финал оказался достойным — янки вернули фестиваль в заданное с самого начала тяжёлое русло и около часа сотрясали стены бедного Дома народного творчества бескомпромиссным североамериканским прогрессивом. А барабанщик группы ещё и удивлял всех своим русским — оказывается, его жена родом откуда-то из-под Новосибирска.
День второй: под знаменами Гельвеции
Второй день начался довольно депрессивно, конечно, с точки зрения музыки, но никак не настроя — судя по составу участников он обещал быть более разнообразным. «Дом Сутягина» нам раньше слышать не доводилось, хотя парни успели поиграть в местных бандах самых разных направлений — от готики до панка. Поэтому и практикуемую в нынешнем составе стилистику определить оказалось достаточно сложно. Впрочем, сами они предпочитают именовать её атмосферным депрессивным роком. Что ж, хозяин — барин.
«Trawler» выдали порцию традиционного замешанного на хардовых ритмах стоунера из южных штатов, а самарские «Дзен-сити» сделала ставку на смысловое наполнение композиций.
А вот ожидаемая многими архангельская «Гребля» до «Беломоров» в этот раз так и не догребла — Денис Шураков так энергично отжигал на предыдущем концерте накануне, что сломал ногу и выступление на «ББ» было отменено.
Что ещё запомнилось? Очень неплохо показали себя музыканты московского коллектива «Bunraku». Что кроется в названии, вообще штука загадочная. Такая же получилась и музыка. Проще всего назвать это арт-роком, коим они сами себя и определяют, но, думается, творчество москвичей в эти рамки не умещается. Как нам показалось, было не столько качёво, сколько интересно.
Немцы из Эмдена «Breaking Samsara» качественно отработали в неубиваемом хардовом жанре и в целом понравились публике. Примерно с той же стилистикой на сцену вышли и парни из Орла «Ritmens».
CELLAR DARLING.
Ну и, наконец, то чего лично мы ждали больше всего — хедлайнером второго дня стали швейцарцы Cellar Darling. Неведомое доселе имя оказалось неким сайд-проектом мега-фолкеров Еluveitie с альпийских предгорий, которые считаются одной из самых крутых фолк-метал банд Старого света. Говорят, развалились в прошлом году, что и дало начало новому проекту. Стилистику Еluveitie Cellar Darling сняли с помощью колёсной лиры и сказочного текстового наполнения. Далеко от своего супер-успешного прошлого музыканты нового трио решили не удаляться — всё тот же жёсткий альтернатив, смешанный в ведьминском тигле со сказочной метафорикой и бардовской поэтикой кельтских земель древней Гельвеции. А сама группа с большой вероятностью рискует войти в число топовых коллективов жанра.
После всего, видимо, стоит признать, что при всех своих недостатках «Беломор-буги» живут. И несмотря даже на то, что фестиваль давно стал одним из рок-событий Архангельска национального масштаба, его значимость для города продолжают не замечать те, кто так рьяно высказывается за международное узнавание. И да, «Беломор-буги» в обкоме партии показался не самым худшим вариантом. Подработать бы общую стилистику, да побольше денег — альтернативы ему в ближайшее время не предвидится.