Сложно поверить, но деревянный дом по адресу Серафимовича, 35, или дом Вальнёвой, является объектом культурного наследия регионального значения. По крайней мере, об этом заявляет табличка на фасаде здания. Износ деревяшки - 77 процентов, а жить в таком «памятнике» уже просто невыносимо. 

Жительница дома №35 по улице Серафимовича Нина Климова: 

«Он уже превратился в рухлядь, у нас уже крыша протекла, у нас уже всё рухнуло. Дом сохранять, мне кажется, не имеет никакого смысла, тратить миллионы, он так и будет стоять. И всё, его никто не трогает, и сносить, только сносить, лично мое мнение - только сносить».

А вот другой пример, Ломоносова, 126, или особняк Калинина. Дом тоже признан аварийным и тоже числится в списке памятников историко-культурного значения. Но, несмотря на ветхие условия, некоторым постояльцам жить здесь нравится. 

Житель дома №126 на проспекте Ломоносова Антон Полуэктов: 

«Если в общем и целом, то жить здесь мне нравится, потому что это не только памятник архитектуры, но ещё и живой дом. Я долгое время прожил в пятиэтажках. Вот в этих вот блоках. И когда переехал сюда, мне было страшно, а сейчас мне это даже нравится, я получаю определённое удовольствие. От топки печи. От готовки в печках».

Подобных домов-памятников в Архангельске очень много. Дом Овчинникова, Корельского, усадьба Прокопьева, - за всеми этими названиями стоят наполовину сгнившие постройки, которые, по идее, должны расселить. Только вот что делать потом. На реставрацию домов в регионе денег нет, а снести их не позволяет комиссия по охране памятников, которая готова охранять постройки от любых случаев вандализма, пусть даже самых абсурдных. Хотя с подобным подходом не согласны даже историки. 

Профессор САФУ им. Ломоносова Юрий Барашков: 

«Их надо снести. И чтобы люди жили в 21-м веке наконец, и снести как можно скорее, как только социальная ситуация позволит, надо расставаться с ними. Надо город воспринимать как живой организм, Архангельск был деревянным городом, и он был нашпигован такими домами, это всё история живая, потом пришел на смену дереву камень, бетон, и это сегодняшний день».

По мнению Юрия Барашкова, в городе должна остаться только одна деревянная улица - Чумбарова-Лучинского. Большинство архитектурных памятников копируют постройки Чумбаровки, и искать миллионы на их содержание и реставрацию нет никакого смысла.