География фестиваля не ограничивается Арктической зоной: в Arctic Open примут участие фильмы из России, Норвегии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Канада, США, Италия, а также ленты совместного производства — России-Грузии, России-Франции, Кореи-Китая.

В шорт-лист вошли шесть художественных полнометражных фильмов.

«Жили-были» (Эдуард Парри) — трагикомедия о любовном треугольнике в русской вымирающей деревне: два закадычных друга, живущих в глубинке, один за другим решают жениться на последней женщине на селе — внезапно овдовевшей. Так лучшие друзья становятся на тропу войны. В картине 2017 года играют звёзды отечественного кино: товарищей-соперников — Роман Мадянов (мэр в «Левиафане» Звягинцева) и Фёдор Добронравов, известный по комедийному сериалу «Сваты», а даму, на чью руку они претендуют, — Ирина Розанова (Лида из «Детей понедельника» Аллы Суриковой, например).

«Язычники» Валерии Сурковой — драма по одноимённой пьесе Анны Яблонской, которая разворачивается в семье после приезда в гости набожной бабушки и происходит на фоне несчастной любви девочки-подростка, сопротивляющейся семейному сумасшествию.

«Невод» Александры Стреляной — о юноше, который приезжает в деревню на Белом море, в поисках девушки, которая сбежала из города, не попрощавшись.

«Лес» режиссёра-дебютанта Романа Жигалова — это тоже история своего рода треугольника. 16-летний Данила часами наблюдает за Катей, которая вдвое старше него. А потом оказывается, что в объятия молодой женщины от навалившихся проблем намеревается сбежать отец подростка. Так отец и сын попадают в настоящий водоворот страстей, ведущий к катастрофе. Отметим, что эта лента уже приняла участие в одном из крупнейших кинофестивалей страны — выборгском «Окне в Европу» в этом августе.


«Три дня до весны» (Александр Касаткин) — это детектив и чуть ли не триллер, об угрозе эпидемии смертельных вирусов в блокадном Ленинграде, которую могут остановить только офицер НКВД и девушка врач.

Последний полнометражный игровой фильм стоит несколько особняком, потому что он — продукт специфического якутского кинопроизводства. Фильм «Сааскы Кэм» («Детство, которого мы не знали») режиссёра Алексея Романова — это историческое кинополотно о жизни якутского народа в дореволюционное время, главный герой которого — девятилетний мальчик.

Кадр из фильма «Потерянное лицо».Кадр из фильма «Потерянное лицо».

11 — в коротком игровом метре

В шорт-лист фестиваля также вошли 11 игровых короткометражек. И если категорию полного метра на фестиваля «застолбил» отечественный кинопром, то здесь доля зарубежнных лент больше. Из этих 11-ти зарубежных шесть: из Канады, Великобритании, Норвегии. Есть ленты совместного производства — России и Грузии, например, или, что удивительнее, — Канады, Австралии и США. Последняя — это 15-минутная лента «Потерянное лицо» об индейцах в Российской Америке в середине XIX века.

Отметим, что некоторую фору в этой категории имеет короткометражка «Не для речки», снятая Алисой Хмельницкой в Архангельске. Эта картина о музыкально одарённой девушке Наде, которая встаёт перед выбором между чувствами и талантом, уже собрал довольно-таки большой урожай наград на российских фестивалях, в том числе, ММКФ.

Тематика и жанровая природа короткометражных лент, попавших в шорт-лист, довольно разнообразна. В русско-грузинской «Анна и Вано. Ванна и вино» молодой виноградный напиток начинает волшебным образом влиять на жизнь главного героя. «Поле клевера» Натальи Тумовой — смесь постапокалипсиса и антиутопии: его герои живут в катакомбах после некоей катастрофы, и лишь героиня Мия решается их однажды покинуть. В норвежской «Всемирной паутине тел» во главу поставлена проблема интереса детей к порнографии и того, как родителям к этому относиться.

Один из самых незаурядных сюжетов — у британской короткометражки «Белый» Девида Мойя. Её герой умирает, отравившись в круизе, и попадает в некий «Переходный центр Плюс», где ему сообщают, что он не может быть белым в своей следующей жизни. 

Кадр из фильма «Велком ту Пирамида».Кадр из фильма «Велком ту Пирамида».

22 больших документалки

Категория полнометражных документальных фильмов конкурсной программы вышла самой густонаселённой — в ней 22 работы. Среди них, например, в национальном блоке — лента «Велком ту Пирамида», которая, действительно, очень близка фестивалю Arctic Open по духу: трое его героев далёком законсервированном шахтёрском посёлке Пирамида на острове Шпицберге реализуют фантастическую идею о создании в посёлке крупного центра арктического туризма. Режиссёр ленты — Иван Твердовский-старший — отец молодого постановщика драмы о любви и жестокости детей с особенностями «Класс коррекции».

Героем одного из фильмов стал легендарный режиссёр-мультипликатор Юрий Норштейн. Ленту о нём во время его приезда в Архангельск в 2015 году снял продюсер Первого арктического фестиваля Владимир Лойтер.

А, например, фильм «Териберка. Live» Юлии Варенцовой показывает, как кино способно изменять жизни — не только людей, но и всего посёлка. Она рассказывает, как посёлок Териберка, после выхода фильма «Левиафан», в котором он был снят, с помощью предпринимателя Бориса Акимова стал местом проведения одного из крупнейших на Севере России фестивалей.

Современный массовый зритель узнал о культовом советском романе Олега Куваева «Территория», благодаря художественному фильму Александра Мельника 2015 года. Но участник фестиваля Светлана Быченко сняла по нему документальный фильм-исследование. В ленте «Территория Куваева» она размышляет о том, как изменилась геология со времён писателя.

Очень интригует норвежский документальный фильм «Анна Каренина и я» о норвежской актрисе Герильд Маусет, которая поставила перед собой практически невозможную задачу — сыграть Анну Каренину на русском языке. Организаторы фестиваля анонсируют, что Маусет сама приедет в Архангельске представить картину зрителю.

Кадр из фильма The Heart Followers.Кадр из фильма The Heart Followers.

8 коротких историй со всего мира

Из представленных на конкурс короткометражных документальных фильмов в шорт-лист попали восемь. Они сняты в Тромсё, на берегу Белого моря, Катманду, маленькой деревеньке за полярным кругом…

Синопсис 10-минутной ленты Hjertefølgerne (The Heart Followers) — на русский его переводят как «Следующие зову сердца», — сперва заставляет усомниться в её документальности: семья из пятерых человек, подобно сказочным эльфам, живёт внутри стеклянного купола в Северной Норвегии… Кажется, что это краткий пересказ фантастического сериала «Под куполом», но нет: просто у героев документалки дом такой.

Отметим, что один из фильмов снят молодым журналистом, выпускницей САФУ Анной Баданиной. Ленту «Агата в пути» она сняла, изучая социальную антропологию в университете Тромсё.

С полным списком всех картин-участниц конкурсной программы фестиваля Arctic Open можно ознакомиться здесь.

По словам директора Первого кинофестиваля стран Арктики Тамары Статиковой, уровень картин, вошедших в шорт-лист, очень достойный.

— Мы можем гордиться таким доверием кинематографистов, — отметила Статикова. — Все фильмы конкурсной программы можно будет увидеть только в течение фестиваля — с 7 по 9 декабря. Следите за программой!