А именно — с фестиваля «Уроки режиссуры», который прошёл в Москве под эгидой нового масштабного проекта — Биеннале театрального искусства. В жюри «Уроков» были не критики, а мэтры режиссуры и художественные руководители ведущих театров России.
Причём концентрация таланта была превышена максимально: их было семеро — Алексей Бородин (Российский академический молодёжный театр), Сергей Женовач («Студия театрального искусства»), Григорий Козлов (театр «Мастерская»), Дмитрий Крымов (руководитель собственной именной лаборатории в театре «Школа драматического искусства»), Римас Туминас (театр имени Вахтангова), Валерий Фокин (Александринский театр) и Адольф Шапиро (руководитель проектов ТЮЗа имени Брянцева).
— Это было самое крутое мероприятие, в котором наш театр за 85 лет своей жизни принял участие, — сказал главный режиссёр «архрамы» Андрей Тимошенко.
Он также «предрёк», что в будущем Биеннале и фестиваль как его составная часть станут даже круче, чем «Золотая маска».
«Я был в шоке!»
Лауреатами конкурса стали трое режиссёров из 14: автор спектакля «Поздняя любовь» в «Современнике» Егор Перегудов, Егор Равинский из РАМТа со «Свои люди — сочтёмся» и Денис Хуснияров, который поставил «Камень» в «Театре на Васильевском». Кроме того, приз «Зрительское признание» получил казанский режиссёр Илья Славутский за «Женитьбу».
— Здесь не было проигравших, — сказал режиссёр «Тёркина» Алексей Ермилышев. — «Золотая маска» порой ссорит коллег по цеху, уже давно есть прецеденты. А здесь же никто не был обижен. Нашему театру посчастливилось стать участником грандиознейшего театрального события, и диплом участника — это уже выигрыш.
О победителях Алексей Ермилышев, действительно, говорил без тени творческой ревности.
— Мне довелось посмотреть спектакль Дениса Хусниярова, — рассказал он. — Я был в шоке! Это, действительно, беспрецедентная работа, трогает до слёз. Аскетичная, мощная! Аскетичная — в плане мизансцен: на авансцене стоял только стол, и шестеро актёров, не меняя мизансцен, играли эту пьесу Майенбурга. И это так трогало, так пробирало зал! Я подошёл к коллеге и спросил: «Денис, как это вообще возможно было?».
Режиссёру удалось пообщаться и с другим коллегой — одним из победителей Егором Перегудовым. С ним Ермилышеву было, о чём поговорить: тот в «Современнике» поставил «Загадочное ночное убийство собаки», сдача которого совсем скоро предстоит и Алексею.
Уроки — от зрителей и мэтров
А одним из самых главных уроков для режиссёра драмтеатра, по его словам, стал новый спектакль Юрия Бутусова «Дядя Ваня», который тот представил вне конкурса.
— Я человек сомневающийся, — признался Алексей Ермилышев, — а после таких просмотров ко мне возвращается уверенность, жёсткость. Глядя, с какой смелостью работает Юрий Николаевич Бутусов, укрепляешься в своих идеях, понимаешь: надо идти.
А что же актёры «Тёркина»? Они отметили, что в Москве, на сцене театра имени Маяковского, им довелось столкнуться с более искушённым «фестивальным» зрителем, у которого взгляд пристальнее. Это при том, что по словам Михаила Кузьмина, публики видно не было: вместо глаз зрителей, в которых читалась реакция, была тьма.
Да и сама сцена была больше — не то, что привычная камерная.
— Мы привыкли играть, когда зритель находится в полуметре. А тут приходилось немного дальше закидывать крючок, — сказала Мария Степанова.