Билеты на эти уникальные для филармонии концерты, разлетелись в лёт. Одно утешает, что в преддверии выступления в Кирхе провели открытую репетицию для журналистов и блогеров: чтобы те могли хоть одним глазком взглянуть на рождение одного из главных новогодних концертов. Остальным же, увы, остаётся порадоваться за тех счастливчиков, что успели приобрести билеты, и читать наш репортаж.

В конце концов, даже тот, кто на «Синематограф» не попадёт, может оценить масштаб мероприятия: не часто в Архангельске выступает симфонический оркестр. Так как собственного симфонического в столице Севера попросту нет. Но, тем не менее, под Новый год филармония по обыкновению собирает его под сводами своего зала. 

Струнные в симфоническом оркестре в основном — из камерного филармонического оркестра, медные по преимуществу представляют участники оркестра МЧС под управлением Вадима Данилюка, а деревянные духовые — флейты, гобои, кларнеты — и ударные — преподаватели музыкального колледжа — например, флейтист и завкафедры духовых инструментов колледжа Отар Малишава или барабанщик и лидер 44 DRUMS Олег Кузнецов. Всего в оркестре — 43 человека.

В фойе Камерного зала, прямо напротив ёлки, стоит Железный трон — извечное яблоко раздора между Таргариенами, Ланнистерами, Баратеонами, Старками и другими великими домами Вестероса, культовый атрибут не менее культового сериала «Игра престолов» и фэнтези-саги Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Бутафорский железный трон Кирхе одолжили северодвинские художники. Его «премьера» там состоялась 24 декабря, в день открытия фестиваля «От Рождества до Рождества»: хотели продержать его в тайне до «Новогодних синематографов», да вот трон не влез в дверь подсобки.

По иронии, как раз в тот момент, когда мы прошли мимо трона в Камерный зал на репетицию, сводный оркестр дошёл до одного из самых эффектных номеров программы — темы композитора Рамина Джавади из титров «Игры престолов».

Помимо этой модной мелодии в концерте прозвучат увертюра Андрея Петрова к «Осеннему марафону», музыка Нино Рота к «Крёстному отцу», «Гайдай-сюита» Александра Зацепина, ария из мюзикла Cats Эндрю Ллойда Уэббера и песни из «Вестсайдской истории».

Второе отделение программы — более популярное: в нём — целая музыкальная трилогия из «Звездных войн» — главная тема, тема любви Энакина Скайуокера и Падме Амидалы Accross The Stars и, конечно, «Имперский марш». Произведения их автора — Джона Уильямса — прозвучат ещё и из «Гарри Поттера». Также любители фэнтези услышат в Камерном зале прекрасную музыку Говарда Шора из «Властелина колец». Вокальное сопровождение сюиты из трилогии обеспечит юный архангелогородец Давид Литовченко.

Новогодние симфонические оркестры в Кирхе — это не новость, а традиция. Но впервые в истории Поморской филармонии оркестр будет играть киномузыку в таком количестве. Причём самую разнообразную — от голливудской классики и мюзиклов до блокбастерных саундтреков. «Новогодний синематограф», по сути — стал инициативой молодого архангельского дирижёра Виктора Воробьёва.

Виктор Воробьёв рассказывает, что замысел концерта родился ещё в мае, а подготовка к нему началась в сентябре: большинство нот и аранжировок архангельские музыканты сделали сами. В процессе работы было набрано 15 тысяч тактов! Кое-где не удалось обойтись и без купюр: например, одна только сюита из «Звездных войн» в оригинале звучит два часа.

— Я дирижирую оркестром последние два года, — рассказывает Виктор Воробьёв. — В том году мы делали программу, которая была для нас понятна. А тут задумались: «А не сделать ли нечто такое, чего у нас никогда не было?». И погрузились в изыскания. Сейчас на финишной прямой находимся.

Виктор Воробьёв.Виктор Воробьёв.

При этом молодой дирижёр уверен, что обращение к современным киносаундтрекам нисколько не уступка массовой аудитории и не «попса».

— Эта музыка безумно популярна, но при этом она очень круто написана профессиональными композиторами, очень интересно и сложно аранжирована, — отмечает Воробьёв. — Она не лёгкая, не вульгарная, она очень сложная. Например, в «Имперском марше» просто железно угадывается Сергей Прокофьев. А в главной теме «Звёздных войн» есть кусок — вылитый «Петрушка» Игоря Стравинского!

По словам Воробьёва, основными критериями подбора киномузыки для концерта стали уровень и узнаваемость.

— Мы выбирали максимально интересную для игры в оркестре, максимально популярную музыку. Можно было бы взять музыку из «Титаника», но вы можете оттуда что-то напеть кроме Селин Дион? В голову не приходит. То же самое — с «Гладиатором», например. В лучшем случае полторы темы вспомнится. Бывает, музыка фоном в кино очень здорово звучит, но она не концертная, её люди не узнают. А та, что мы выбрали — чертовски узнаваемая.