В спектакле — совместном проекте поморской региональной общественной благотворительной организации «Время добра» и «архдрамы», получившем президентский грант, — приняли участие более 70 человек.
В его большую и дружную труппу вошли профессиональные актёры и воспитанники «Театральной студии» для детей с инвалидностью, студенты ещё одной студии-лаборатории «Летний театр», юные артисты танцевально-хореографического коллектива «Росинки» и театрального кружка Дворца детского и юношеского творчества.
Как и первый инклюзивный спектакль в драмтеатре — «Волшебник Изумрудного города», — продолжение сказочной истории поставил режиссёр Анастас Кичик.
К чуду
Первыми его увидели ребята из детских домов, интернатов и реабилитационных центров Архангельска. Ученица одиннадцатого класса Соломбальской коррекционной школы-интерната Женя Павлова шла на спектакль с особым интересом — в нём играл её одноклассник Иван.
На премьеру девочка пришла в костюме Страшилы. Дело в том, что в преддверии выпуска спектакля «Время добра» организовало конкурсы костюмов и иллюстраций к произведениям Анатолия Волкова, в котором приняли участие около 200 детей практически со всей области. Костюм нового правителя Изумрудного города Женя смастерила за два дня из строительного мешка, а окантовку к нему сделала из обрезков старого халата.
От и до спектакль посмотрел и губернатор Архангельской области Игорь Орлов — потому что хотел приобщиться к чуду, по его словам.
— Сегодня в театре происходит чудо — причём не только для детей, которым состояние ожидания чуда и участие в нём более естественно, но и для взрослых, — сказал глава региона. — Возможность принять участие в преображении жизни для тех ребятишек, которые не всегда находят место в обществе, увидеть их улыбки, счастье — это большое событие для нас, взрослых.
Игор Орлов поздравил юных артистов с премьерой.
Добрая история государственного переворота
Чудеса-чудесами, но «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — довольно-таки мрачная история: его главный герой — угрюмый столяр и наперсник злой волшебницы Гингемы, раздавленной домиком Элли, обретает могущество, став обладателем волшебного, оживляющего всё и вся волшебного порошка.
Гудвина он боится, а вот Страшилу Мудрого, оставленного править Изумрудным городом в его отсутствие — нет, так что покорив маленьких жевунов из Голубой страны (их-то в постановке в основном и сыграли «особые» студийцы драмтеатра), он принялся стругать армию деревянных солдат и повёл их на Изумрудный город.
Штурм Изумрудного города.
В детском спектакле нашлось даже место политической сатире (так один из жевунов постоянно говорит: «А я вообще не понимаю, что происходит!», а телевидение становится средством пропаганды — выпуск новостей быстро переименовывается из «Гудвин-news» в «Урфин-news»).
Но несмотря на все сюжетные баталии и интриги, постановка стала для всех зрителей и участников по-настоящему добрым праздником — прекрасным примером воплощения детских желаний. Для «особых» детей участие в ней стало одновременно событием, которое запомнится на всю жизнь, и результатом большого труда. Для ребят очень важно было почувствовать себя частью дружной команды, в которой все были готовы поддержать.
— Мы репетировали по пять часов в день, — рассказала Алёна Махина, для которой «Урфин» стал дебютом. — Когда много репетируешь, привыкаешь к сцене. А на сцене всё волнение проходит. Мы более раскрепощёнными стали, ничего не боимся. Это очень помогает в жизни.
В конце спектакля попытка Урфина Джюса захватить власть в Изумрудном городе, как и следовало того ожидать, оборачивается неудачей. И глядя на большую и дружную труппу спектакля, верилось, что изгнание, в которое отправили столяра, — действительно, страшное наказание: потому что только вместе можно добиться столь поразительных результатов.
Дружная команда «Урфина Джюса».
«Урфин Джюс» нисколько не уступает своим старшим сказочным собратьям из театра драмы вроде новогоднего «Щелкунчика». «Особый» спектакль совершенно захватил танцевальными номерами (это заслуга балетмейстера Светланы Барановой), прекрасными костюмами от модельера Николая Терюхина и завораживающей мультимедийной сценографией в мультипликационном стиле. И, конечно, музыкальными номерами: песня «Марш! Марш!» Урфина Джюса, которую, как и его роль, сочинил и исполнил актёр «архдрамы» Михаил Кузьмин, напомнила об арии льва Шрама из диснеевского «Короля льва».
Праздник в день премьеры царил и за кулисами: объятия, поцелуи, со всех сторон — поздравления. Дети и взрослые скандировали: «Урфин! Урфин!».