Ярко-жёлтый реанимобиль спешит в аэропорт Васьково. В полдень бригада санавиации вылетает из Ахангельска в Котлас, где её ждут четыре пациента, и в том числе двое детей, младшему из которых всего-то шесть месяцев.
Котлас — большой город, там есть свои больницы, но этим взрослым и детям нужна особая медицинская помощь, которую можно получить только в областном центре. Самый тяжёлый из четверых — котлашанин с аневризмой бедренной артерии, ему требуется операция. Вместе с ним в Архангельск заберут жителя Красноборска с нарушением сердечного ритма, 14-летнего подростка с переломом бедра и малыша с патологией печени из Коряжмы.
Медсестра Ирина Малугина работает в отделении санавиации областной клинической больницы. В небе бывает, пожалуй, почаще иной стюардессы.
— В воскресенье летала в Нарьян-Мар, в понедельник — в Няндому, сегодня — в Котлас. Без пятнадцати одиннадцать мне позвонили и сказали, что вылет в двенадцать. Быстренько собралась и поехала. Вызовов становится всё больше, бывает и не по одному в день. Да вы лучше с врачом поговорите, — скромничает Ирина.
В отличие от двоих медсестёр, работающих только на вызовах санавиации, врачи занимаются и стационарными пациентами областной больницы. Но во время дежурства они тоже готовы в любой момент «собраться и полететь». Самый большой налёт — у анестезиологов, хирургов общего профиля и нейрохирургов, травматологов и акушеров.
Или болтанка, или гипоксия
Анестезиолог-реаниматолог Евгений Малышкин трудится в таком режиме уже четыре года, а его общий медицинский стаж — почти двадцать лет.
Работа далеко не санаторная. К примеру, на прошлой неделе его бригада забирала беременную женщину из Емецка, и роды начались прямо в вертолёте. Ребёнок появился на свет уже на земле, когда новоиспечённую маму заносили в двери роддома.
— Чем отличается работа в санавиации? Надо быть готовым к тому, что на месте не будет никаких условий и помощь придётся оказывать прямо в чистом поле, буквально на коленке или на столе в деревенском доме, — рассказывает Евгений Малышкин. — Сегодня мы забираем пациентов из стационара, где они уже получили какую-то помощь. Но бывают ситуации, когда мы летим туда, где больным никто не занимался, и начинаем всё с нуля. А поскольку мы врачи стационара и у нас с собой всё необходимое оборудование, это уже не просто первая помощь, а квалифицированная медицинская.
Анестезиолог Евгений Малышкин и медсестра Ирина Малугина.
Но помочь на месте — только полдела. Надо ещё доставить пациента в стационар на самолёте или вертолёте, а это задача не из лёгких. Даже абсолютно здоровые люди не всегда хорошо переносят полёт на большом лайнере. А санитарная авиация — малая: вертолёт МИ-8, самолёты Л-410 и АН-2.
Рейсы выполняют пилоты 2-го Архангельского объединённого авиаотряда. Можно сказать, у санитарной авиации два крыла — медицинское и авиационное.
В Котлас летит Л-410. Пока бригада заносит в самолёт оборудование, командир самолёта Валерий Ванюков объясняет: «Элка» больше подходит для рейсов санавиации, её меньше трясёт и внутри не холодно. Время в пути до Котласа — около двух часов.
— Малая авиация — это воздушные потоки, ямы, перепады атмосферного давления, — перечисляет заместитель главного врача по экстренной помощи и руководитель отделения санавиации областной клинической больницы Алексей Преловский. — Салоны самолётов и вертолётов не герметизированы, и даже у здорового человека может возникнуть гипоксия. А для больного такие нагрузки порой смертельно опасны. Поэтому пилот всегда спрашивает: высота не ограничена? Если нет, он может подняться на три километра, там не болтает и всё прекрасно. Но у пациента с черепно-мозговой травмой на такой высоте может возникнуть отёк мозга, остановиться дыхание. Поэтому приходится лететь ниже, терпеть болтанку и в таких условиях оказывать медицинскую помощь.
Прилетели, зависли, спасли
Служба санавиации — это большой, сложный и слаженный механизм. Помимо пилотов и медиков, огромную роль в нём играют диспетчеры, водители, а порой подключаются и спасатели. Вообще, «санавиация» — народное название. Официально это отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи.
— Наша служба — это не только эвакуация пациентов воздушным транспортом. Мы доставляем их в Архангельск и на наших реанимобилях, которые оснащены всем необходимым оборудованием. У нас работают высококлассные водители. К примеру, ездим по трассе М-8 за пострадавшими в ДТП, забираем тяжелобольных из близлежащих районов. Наши диспетчеры круглосуточно принимают вызовы и связываются с диспетчерами авиаотряда. Те сразу принимают решение, какое воздушное судно смогут предоставить, техники его готовят. Порой мы совмещаем несколько санзаданий, как в случае с Котласом, — объясняет руководитель службы механизм её работы.
Заместитель главного врача областной клинической больницы Алексей Преловский.
Санавиация принимает вызовы от медицинских организаций области. Но порой люди попадают в беду в совсем необитаемом месте — например, происходит несчастный случай на охоте или рыбалке. Тогда пострадавший звонит по мобильному в службу спасения, а та выходит на санавиацию.
— Мы связываемся со спасателями и авиаотрядом, находим точку, где всё случилось, — порой это озеро, болото — вылетаем, зависаем, спасатели поднимают пациента в люльке на борт, мы оказываем ему помощь и эвакуируем в Архангельск, — Алексей Преловский говорит об этом так просто и буднично, как о походе за хлебом. А ведь пострадавшему в те секунды прилетевшие наверняка представлялись настоящими ангелами.
Для такой огромной области, как наша, во многие уголки которой только вертолётом можно долететь, служба санавиации нужна как воздух — это отмечают и сами её сотрудники, и жители тех самых уголков. Сегодня, 27 февраля, ей исполнилось уже 80 лет. Санавиация Поморья никогда не прекращала свою работу, и у неё большие планы. Например, свести к минимуму смертность от сердечно-сосудистых патологий. А для этого — быть готовыми в любую минуту дня и ночи ехать и лететь куда угодно.