Герой этого упоительно весеннего мюзикла — и реальный исторический персонаж, и герой советских городских легенд — глава банды, орудовавшей в Петрограде времён «НЭПа, налётов и секса», Лёнька Пантлеев (Пантёлкин). Герой Гражданской войны и бывший чекист, он, как гласит молва, отдаёт краденное рабочим и «предан Родине, хотя и блатной».
Лёнечка артиста Ильи Деля — настоящий идеалистический коммунист: грезит о свободе (и о свободной «аистовой» любви!), справедливости и о счастье всего человечества. Лёнечка — человек-мечта и человек мечты — о пароходе в Крыму, на который бы посадить всех, кого знаешь и любишь, и поплыть — без границ, без НЭПа, без денег! К этому пароходу мечты он стремится, как жертва кораблекрушения, попавшая на необитаемый остров.
К своему пароходу мечты Лёнька стремится, как жертва кораблекрушения, попавшая на необитаемый остров.
На этот корабль, нужно сказать, придётся посадить довольно много дамочек: не зря же Пантелеев — за свободную любовь, такую же простую, как стакан воды!
Чёрный капитан преследует Лёньку даже в борделе на Гороховой — в гостях у мадам Анжа.
Невеста и жена Полина Пичугина — воплощение советской эмансипе, которая, только-только покинув родительский дом, возглавляет банду, — страдалица-кокотка Анжела-Клава и, конечно же, беременная Люся Смирнова — женские персонажи в мюзикле неподражаемы. Той же Анне Лебедь, которая играет Люсю, удаётся покорить зрителя за одну сцену: девушка уморительно перебирает ручками и сюсюкает, будто белочка или другой потешный зверёк. «А, что, мне опасность нравится» — говорит эксцентрическая девица под дулом пистолета. Прелесть же!
«Лёнечка, насколько ты сейчас серьёзно? С девушками нельзя шутить, они могут и голову проломить!», — говорит Полина возлюбленному.
С этим мюзиклом, который в театре юного зрителя создали режиссёры Николай Дрейден и Максим Диденко, «Европейская весна» в Архангельске преодолела экватор. Вместе со восемью петербуржцами, которые, как рассказал президент фестиваля Виктор Панов со сцены, приехали сюда ради «Лёньки», которого они готовы смотреть по 10-15 раз. А архангелогородцам, которых в зале театра драмы набралось много-много больше, чем восемь, наконец-то стало понятно, из-за чего вся любовь — в чём секрет очарования «Лёньки Пантелеева».
Лёнька и Люся Смирнова (Анна Лебедь).
Кто-то скажет — в оригинальных песнях и аранжировках советских шлягеров в исполнении живого джаз-бэнда, созданных театральной рок-звездой Иваном Кушниром. Кто-то — в пластической партитуре спектакля, которую поставил сам Максим Диденко: зрелищной, уморительной, блестящей, разной.
Пластическую партитуру спектакля создал Максим Диденко. Это был один из ранних его режиссёрских опытов.
Кто-то — в волшебной машинерии сценографии, которую до мелочей продумал Павел Семченко из инженерного театра АХЕ: в центре здесь — гигантские трёхграневые махины, которые приводятся в движение поворотными механизмами сцены и превращаются во всё, что только создателям не заблагорассудится — комиссионную лавку, лодочный сарай, тюрьму… А как на них играют тени!
Театр теней — спектакль внутри спектакля.
Венец всей сценографии — железный каркас парохода, — олицетворения мечты Лёньки, — на котором флажками помахивают юноши и девушки, будто бы сошедшие с соцреалистических полотен художника Александра Дейнеки.
На пароходе — навстречу свободной любви и всеобщему счастью.
Но, думается, всё же сильнее всех — чары самих, как их называют фанаты мюзикла, «пантелеевцев» — молодых петербургских актёров (а ещё — танцоров, певцов и музыкантов). Наверное, чтобы дарить зрителям такое пьянящее, как шампанское, ощущение счастья, нужно самим быть счастливыми людьми. А ещё — смельчаками, оторвами, авантюристами.
Иван Батарёв — исполнитель роли Витьки Смирнова — отважно ответил на вызов Илья Деля — разговор без персонажей.
Потому что как иначе можно среди действия залихватски загнуть: «А, давай без персонажей!», — и пуститься в лихую импровизацию про архангельские дороги, современную Россиию с ипотекой, президентскими выборами, вечным недовольством всем подряд и невозможностью жить без царя. А потом, как ни в чём не бывало, продолжить вырисовывать нравственный конфликт между свободным Лёнькой, замаравшим руки на пути к мечте, и системным товарищем Витькой Смирновым, который не хочет убивать мальчиков ради светлого будущего. Ай, да молодцы, ай, да удальцы!
А вот ещё пример великолепной наглости и поразительной импровизации.
За три с лишним часа прекрасный в своём легкомыслии бурлеск перерождается в трагедию, которая, впрочем, и в самый ответственно-грустный момент не может справиться с искушением — преподнести зрителю сюрприз в виде дедушки Ленина.
Но смех-смехом, а в финале спутницей Лёнечки становится не Полина, не Люся, не Анжела, а всегда молчаливая и совсем не поющая исполнительница роли Чёрного капитана — смерть с косой. Она преследует Лёнечку на протяжение всего спектакля, и в конце они, наконец, воссоединяются.
Громким завершением мюзикла стали не только продолжительные овации, но и новость: Виктор Панов открыл секрет — в сентябре Николай Дрейден, поставивший «Лёньку Пантелеева», и Полина Митряшина, ставшая балетмейстером уличного спектакля «Путями Каина. Трагедия материальной культуры», приступят к работе над спектаклем в Архангельском молодёжном театре. И, возможно, Павел Семченко и Иван Кушнир присоединятся.