Каждый год в начале лета большинство жителей столицы Севера — и не обязательно театралы: папы и мамы детей, молодёжь и арт-сообщество — включает «режим ожидания» одного из главных событий архангельского июня — международного фестиваля уличных театров.
Но по мере распространения в СМИ информации о грядущих представлениях и их участниках в соцсетях головы поднимает отдельная категория граждан, считающая своим долгом под каждым постом о фестивале поупражняться в остроумии и проявить свой «изысканный» вкус. Когда читаешь упрёки, которые сыпятся в адрес организаторов: «Позорный балаган этот ваш фестиваль», «Опять всех эуропейских бомжей свезут в город?», — на душе становится мерзко.
Конечно, иметь и высказывать своё мнение может каждый. И, конечно, никто не обязан поголовно восхвалять ни фестиваль уличных театров, ни любое другое культурное мероприятие. Но представляется, что многие из этих критиканов или попросту троллей, как бы ратующих за культуру, не имеют представления ни об искусстве, ни о культуре общения.
А ещё представляется, что свои суждения о бомжах и балагане они формируют, опираясь на крайне фрагментарный опыт соприкосновения с фестивалем. Иначе тогда бы они знали, что в 1992 году фестиваль был включён в список мероприятий «Всемирного десятилетия развития культуры» ЮНЕСКО, и благодаря ему в Архангельск в разные годы приезжали мировые знаменитости.
Разве у людей, посмотревших, к примеру, спектакли физического театра PG project по романам Камю и Кафки или шоу барабанщиков AAINJAA, поднялась бы рука для комментария про бомжей и балаган? Сомневаюсь.
Думается, что вот так, рубя с плеча, не разбираясь, эти комментаторы могли бы высказаться и об участниках грядущего фестиваля. Мол, «Слово и дело» «Театро ди Капуа» — бессмысленный ор, даром, что спектакль, основанный на документах XVII века, чрезвычаен и по форме, и по содержанию, говорит со зрителем голосами протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. И где, как ни на фестивале, архангелогородцы смогли бы его посмотреть? Но благодарности не то, что за уникальный опыт, так хотя бы за сэкономленные деньги на билет в Санкт-Петербург или попросту за яркие краски, подаренные архангельскому лету и радость детей, от этих беспощадных критиков не дождёшься. А вот порции помоев — завсегда.
А ещё кажется, такие люди — одного поля ягоды с теми, кто в пабликах охватом побольше под сообщениями о деле «Седьмой студии» и домашнем аресте Кирилла Серебренникова пишет: «Вор должен сидеть в тюрьме». А под новостями о голодовке украинского режиссёра Олега Сенцова: «Одним укропом станет меньше».