По версии Следственного комитета РФ по Архангельской области и НАО глава Шенкурского района Виктор Парфёнов летом 2016 года издал постановление о переводе земель лесного фонда в другую категорию «без соблюдения необходимых для этого процедур». В результате при строительстве дороги были вырублены лесные насаждения в водоохранной зоне и уничтожен напочвенный слой (в переводе с канцелярского языка на русский — так называемый беломошник). Всё это в совокупности «повлекло ущерб лесному фонду РФ на сумму более семи миллионов рублей».
Дело передано в суд, сообщают следственные органы. Дело, подчеркнём, уголовное, наказание — вполне реальное: до семи лет лишения свободы или, по минимальной планке, условный срок и запрет на замещение управленческих должностей. То есть «волчий билет» молодому муниципальному служащему практически гарантирован.
Виктор Парфёнов.
Мох оценили в миллионы
За сухими данными из уголовного дела прячется действительно уникальная и отчасти характеризующая нашу современную российскую действительность ситуация. Всё началось с дороги, которая соединяет девять деревень муниципального образования «Шеговарское» с федеральной трассой М8. По состоянию на сейчас дорога эта — единственное связующее звено отдаленных деревень Шенкурского района с «большой землёй». Дорога от деревни Чушевской идёт вдоль берега реки Ледь. Река капризная, в период большой воды подмывает берег и разрушает трассу. К проблеме, что называется, привыкли, сезонные катастрофы стали делом обыденным. Время от времени наиболее опасные участки отодвигали от берега, переносили вглубь территории. В начале 2016 года, после очередного половодья, власти района озаботились двумя участками дороги, оказавшимися в зоне подтопления.
В марте в администрации МО «Шенкурский муниципальный район» была создана специальная рабочая группа по решению этой критической ситуации. В неё, кроме прочих, вошли специалисты местного лесничества. Начался процесс согласования переноса участков. Рабочая группа выезжала на место. Участки были определены, в районном бюджете запланированы средства на их перенос. Провели межевание. Для этого были приглашены кадастровые инженеры, которые выяснили, что участки по сути не являются землями лесного фонда, их граница не установлена, не внесена на кадастровую карту.
Тогда администрация района пошла по упрощённому варианту: оформила эти участки как земли промышленности, пройдя полностью всю необходимую процедуру, включая регистрацию в Росреестре. Затем земельные участки были предоставлены администрации для проведения работ, состоялись аукционы по выбору подрядчика, которые провели их обустройство, а в октябре по новым участкам было открыто безопасное движение. Впрочем, роковая подпись на документах главы района теперь может стоить ему карьеры и свободы.
В нашей суровой реальности «сделал лучше для людей» — это ещё не гарантия, что тебя за это не посадят. Год спустя после строительства нового участка дороги нашлись внимательные чиновники, обратившие взор бдительных контролирующих органов на саму процедуру перевода земли. Органы провели проверку и установили, что участки являлись землями лесного фонда, хотя и не имели четкой границы. Следовательно, лес, по версии следствия, на них вырублен незаконно. Кроме того, участки расположены у реки, где действует водоохранное законодательство, которое также было нарушено.
По запросу следствия эксперты дали заключение, что в результате переноса дороги наибольший ущерб был нанесён напочвенному слою земли, на которой рос мох: из семи миллионов рублей ущерба в шесть с лишним миллионов рублей оценен именно это растение.
И это — дорога.
Следователи — за мох, люди — за дорогу
В защиту Виктора Парфёнова местные жители и активисты написаны письма губернатору Архангельской области и президенту России. Сотни подписей, с уточнением названий этих девяти деревушек: Чушевская, Песенец, Журавлевская, Литвиновская… Поддержали главу и его коллеги по муниципалитету.
— Если бы в 2016 году её не отремонтировали, то в 2017 мы бы получили чрезвычайную ситуацию из-за отсутствия транспортного сообщения, — считает глава МО «Шеговарское» Надежда Свицкая.
Депутат муниципального Совета МО «Шеговарское» Марина Ежова рассказывает:
«Я живу в деревне Чушевской 26 лет. И все эти годы у нас была проблема с дорогой в деревню. От федеральной трассы до нас более десяти километров, преодолеть их на машине, особенно весной и осенью, всегда было сложно. Я работаю продавцом в магазине, из-за плохой дороги доставка товаров к нам всегда была мучением, иногда приходилось вызывать трактор, чтобы перегружать товары, так как даже на грузовой было не проехать. Были срывы в доставке почты, „скорой“ не добраться, пожарной технике, школьный автобус доставлял детей в Шеговары. Так что перенести дорогу подальше от берега надо было давно, и для нас это спасение. Это дорога жизни, хорошо, что администрация района, её руководители побеспокоились о нас и организовали ремонт дороги. По новой дороге теперь даже самые маленькие легковые автомобили могут проехать, чему мы очень рады».
Чем закончится эта история, в которой буква закона явно конфликтует с интересами жителей на местах, сложно предположить. Дело возбуждено по части 2 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), максимальное наказание по ней — до семи лет лишения свободы. Суд над главой Шенкурского района начнётся 9 июля 2018 года.
Ирония судьбы в том, что молодой парень (Парфёнову 32 года), подписавший злосчастные «дорожные» документы, переехал в Шенкурск строить карьеру, дом и воспитывать детей (у него их трое, младшему полтора года). Сам он родом из Мезенского района. Окончил институт управления ПГУ, служил в армии, работал в министерстве по делам молодёжи и спорту Архангельской области. В 2012 году приглашён на должность первого заместителя главы Шенкурского района. В 2017 году возглавил район. В 2018 году судится из-за того, что согласовал строительство дороги для местных жителей. Вот такой вот социальный лифт.