Специально для него в Архангельск спустя 10 лет после отъезда вернулась старая знакомая — руководитель архангельского театра-студии «Девка Крюкова» и организатор фестиваля «Фонарь!», а сейчас режиссёр проекта «Золотой Осел» в Электротеатре «Станиславский» — Ева Валиева. 

В столице Севера она включилась во второй этап лаборатории от Arctic Art Institute, чтобы начать работу над актёрской частью проекта вместе с куратором Кристиной Дрягиной и хореографом норвежского театра Samovarteateret Николаем Щетнёвым. 

Участники лаборатории создадут спектакль-перформанс, основанный на интервью архангелогородцев и вызовах, существующих на Севере в малых городах. Их цель — создать правдивое высказывание о жизни на Севере и северной идентичности. 

С Николаем Щетнёвым, который в марте открыл лабораторию классами по контактой импровизации для танцоров Архангельска, «Регион 29» уже общался. Теперь мы задали вопросы Еве Валиевой.

— Ева, вы впервые после отъезда вновь работаете в Архангельске. Почему сейчас? И почему — «Лаборатория движения границ»?

— Несмотря на то, что я родилась и выросла в Средней Азии, Архангельск для меня место творческого становления, город, в котором у меня много друзей, родственников, отсюда мои корни по маме, поэтому мне очень хотелось поработать здесь, сделать что-то полезное для горожан. Я постоянно искала такую возможность и вот, благодаря бюро Arctic Art Institute, всё сложилось, совпали векторы движения у Кристины, Николая и меня. Мы придумали лабораторию, цель которой — исследование северной идентичности и процессов, протекающих на Севере, художественными методами, в частности через актёрскую игру и танец. Это и социальный, и образовательный проект, состоящий из сессий-классов по контактной и актерской импровизации, темами которой становятся вызовы и смыслы, существующие здесь. 

Ева Валиева и Кристина Дрягина.Ева Валиева и Кристина Дрягина.

— Для вас всё началось с проведения социо-культурного исследования и интервью северян?

— Да. Чтобы определить темы для работы, мы провели многочисленные интервью жителей Архангельска разных возрастов. Мы хотели увидеть город глазами разных поколений 

Очевидно, что лучше рассказать о городе, плюсах и минусах, взаимодействии с жителями, окружающей природой, о северных особенностях, не сможет никто кроме архангелогородцев. Основным условием интервью было место рождения — город Архангельск. Все интервью давались на анонимной основе. В процессе мы открыли, что, действительно, жители сходятся в мнениях о городе, среде, людях. И, что очень приятно, есть большая любовь к этому месту и городу. 

— Какая доминирующая эмоция у этих историй? Это жизнь на Севере, как борьба, стремление поскорее уехать или нечто другое?

— Пусть это останется интригой. Мы исследуем все основные темы интервью, все основные эмоции. Мы находимся в творческом процессе и пока не можем говорить о каком-то конечном результате, мы можем говорить только о том, что мы начали это путешествие и находимся, быть может, чуть дальше на этом пути, чем зритель, который увидит результаты нашего исследования и работы в конце ноября на третьем Arctic Art Forum. У нас впереди ещё много дел.

— И, наверное, раз сейчас вы ещё собираете материал, истории ещё не оформились в цельный текст, условную пьесу?

— Конечно, нет. И не оформятся вплоть до последнего момента. Мы строим спектакль на импровизации, а, значит, в этой истории должен быть воздух, то есть свободное сочленение всех элементов. Безусловно будет структура, ход игры — основы уже обнаружены, а форма пока ещё нами не открыта. Могу сказать только одно — будет интересно и узнаваемо. Знаете, что такое индукционная игра? Это игра, в которой правило постоянно меняются. Вот мы в такую сейчас играем. Вы просите объяснить правила. А смысл? Они завтра могут поменяться.