Ресурсная география региона расширяется за счёт Новой Земли, которая в советские годы прочно ассоциировалась с ядерными испытаниями. Благодаря разработке Павловского серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения остров Южный арктического архипелага получил шанс стать экономически активным районом России и Поморья.
В пятёрке крупнейших
Месторождение было открыто АО «Первая горнорудная компания» (ПГРК) в 2001 году. В настоящий момент ПГРК — дочернее предприятие уранового холдинга госкорпорации «Росатом» — АО «Атомредметзолото». Павловское месторождение входит в пятерку крупнейших полиметаллических месторождений России, а учитывая его минерально-сырьевой потенциал, может занять лидирующие позиции.
Балансовые запасы месторождения по категориям В+C1+C2 составили 47,7 миллионов тонн руды, около 2,5 миллионов тонн цинка, более 0,5 миллиона тонн свинца и около 1200 тонн серебра.
ПГРК планирует построить на Южном острове архипелага Новая Земля горно-обогатительный комбинат (ГОК) по добыче и переработке свинцово-цинковых руд с получением конечного продукта в виде цинкового и свинцового концентратов. В структуре ГОКа будет карьер производственной мощностью около 3,5 миллиона тонн руды в год, обогатительная фабрика, вахтовый посёлок, складское хозяйство, ремонтно-технические базы и другие вспомогательные объекты. Ориентировочное производство товарной продукции составит до 220 тысяч тонн цинкового и до 50 тысяч тонн свинцового концентрата в год.
Нужны точки соприкосновения
В ПГРК считают, что главная техническая сложность проекта связана не с ГОКом, а прежде всего с необходимостью создания портового комплекса. Для вывоза готовой продукции, доставки сотрудников, а также реагентов, ГСМ и других ресурсов для обеспечения производства нужна причальная инфраструктура. Необходимо также построить 23 километра дороги от комбината до порта, а повышенные ветровые нагрузки заставляют проектировать здания с требуемыми показателями прочности.
— Вопросы, связанные с ГОКом, энергетикой, инфраструктурой, обеспечивающей непосредственную добычу руды, решаются госкорпорацией «Росатом» и её структурами в плановом режиме, идёт активный процесс, — поясняет ситуацию председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. — Другое дело, что одна из составляющих этого масштабного арктического проекта — портовая инфраструктура. И сегодня Росатом не готов в одиночку вкладываться в строительство порта.
Глава регионального правительства уверен, что порт на острове Южный архипелага Новая Земля может стать точкой притяжения для нефтесервисных компаний, предприятий рыбной и ряда других отраслей. Объект важен для развития Севморпути в целом.
— Инициатор проекта, АО «Первая горнорудная компания», продолжает переговорный процесс с крупными компаниями, Минтрансом России, Росрыболовством, другими заинтересованными федеральными органами власти. Нам надо найти общие точки соприкосновения по портовой инфраструктуре. Мы планируем предложить федеральному центру включить затраты на создание порта в федеральную программу развития транспортной системы на перспективу (2020–2022 годы), то есть на этап строительства мощностей предприятия. Таким образом, можно помочь проекту состояться. А сам порт станет собственностью государства, — отмечает Алексей Алсуфьев.
Отметим, что в июле 2018 года на Новой Земле начались подготовительные работы к строительству порта.
Генеральный директора КРАО Алексей Ковалёв и генеральный директор ПГРК Александр Лукин.
В сотрудничестве с регионом
Сейчас ПГРК занята проектированием горно-обогатительного комбината и портового комплекса. Фазу проектирования планируется завершить в текущем году, а в первой половине 2019‑го — защитить проект в Главгосэкспертизе. После получения положительного заключения экспертизы начнётся разработка рабочей документации. Сроки полностью соответствуют плану развития проекта, заявляют в ПГРК.
Регион заинтересован в скорейшей реализации проекта освоения Павловского месторождения. Проект освоения месторождения получил статус приоритетного, что даёт возможность льготного налогообложения (налоги на прибыль и на имущество) в течение трёх лет после ввода объекта в эксплуатацию. Прогнозируется, что после выхода производства на проектную мощность ежегодные налоговые отчисления предприятия в бюджет области составят более чем 2,5 миллиарда рублей.
Впрочем, позитивный эффект для Поморья будет состоять не только в налогах: в проект будут вовлекаться предприятия региона. Сотрудничество ПГРК с архангельскими компаниями началось на самой первой стадии проекта.
— Мы уже несколько лет работаем с предприятиями Архангельской области, — отмечает генеральный директор ПГРК Александр Лукин (на фото справа). — Например, вертолётное сопровождение проекта на протяжении пяти лет обеспечивает Второй архангельский объединённый авиаотряд. Нужно отдать должное высокой организации полётов и профессиональному мастерству летчиков. В Арктике они выполняют задачи в сложных погодных условиях, порой высаживая наших сотрудников на местность, необорудованную для посадки вертолётов. Нужно отметить и умелую эксплуатацию авиационной техники, которая нас не подводила.
В последние годы горняки тесно сотрудничали и с компаниями Поморья, обеспечивающими морские перевозки («Экотэк» и «Арктик — консалтинг-сервис»). Глава ПГРК отмечает ответственное отношение к выполнению поставленных задач и умелые действия экипажей судов при высадке людей, выгрузке техники и материальных средств на необорудованное побережье.
Виталий Попов.
Малому бизнесу есть, где себя проявить
— Безусловно, строительство предприятия потребует привлечения большого числа подрядчиков, в том числе и предприятий малого и среднего бизнеса Архангельской области, прежде всего, в таких сферах как поставка стройматериалов, строительство дорог, инженерных коммуникаций, оборудования для строительства вахтового посёлка и другое, — прогнозирует руководитель ПГРК Александр Лукин. — Мы рассчитываем на огромный потенциал, который имеется у архангельских предприятий малого и среднего бизнеса, надеемся на добросовестность и компетентность их сотрудников.
Процесс привлечения предприятий Поморья к проекту уже начался. Этой работой занимается Корпорация развития Архангельской области.
— Мы проводим презентации проекта «Павловское» для представителей регионального малого и среднего бизнеса с тем, чтобы они могли ориентироваться, как они могут участвовать в проекте, — рассказывает ведущий специалист отдела по сопровождению инвестиционных проектов КРАО Виталий Попов. — К ознакомительным мероприятиям мы привлекли транспортные и энергетические компании; структуры, занятые услугами складирования и портовой логистики; строителей, специализирующихся на портовой инфраструктуре; поставщиков оборудования. Наши предприятия должны понимать, какой элемент технологической цепочки они могут занять.
КРАО выступает коммуникатором, связывающим компании области с ПГРК. Виталий Попов отмечает взаимный интерес сторон. В дальнейшем подрядчики, представляющие малый и средний бизнес, смогут включиться в конкурсные процедуры и принять участие в проекте.
На первом этапе проекта КРАО также оказала геологам консультационную помощь по элементам господдержки инвестиционной деятельности в Архангельской области.
— Совместно с органами власти мы помогаем в проработке регионального инвестиционного законодательства, чтобы ПГРК получила налоговые каникулы. Это новый регион для наших партнёров, они намерены зарегистрировать предприятие именно в Архангельской области. Поэтому наша задача — оказывать инвестору всемерную поддержку и содействие, — продолжает Виталий Попов.
По его словам, после того как проектно-сметные работы будут завершены, возникнет вопрос кадрового наполнения. Поэтому в перспективе КРАО планирует решать этот вопрос в партнёрстве с Северным (Арктическим) федеральным университетом. Как известно, это один из главных вузов страны, ведущих подготовку кадров для работы в высоких широтах.