— В Архангельске полным ходом идёт дорожный ремонт. Погода благоприятствует, уже немало дорог приведены в порядок, причём даже такие улицы, которые не видели нового асфальта 40 лет, например, Почтовый тракт. Все прекрасно видят, как буквально на наших глазах преображается часть Ленинградского проспекта, наверное, самый масштабный ремонт этого лета. Поговорим об этих и других городских вопросах с председателем постоянной комиссии по финансам и бюджету Архангельской городской думы Сергеем Малиновским. Сергей Владимирович, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Как Вы думаете, проект по расширению Ленинградского проспекта будет выполнен в срок и с тем качеством, которого ждут все автомобилисты и пешеходы?
— У меня нет никаких сомнений ни в сроках, ни в качестве работ. Я думаю, на сегодняшний день архангельские дорожники работают достаточно профессионально. Даже то, что делали в прошлом году, показало, что качество работы хорошее. То, что мы ожидаем — получим обязательно.
— Вы имеете в виду только Ленинградский проспект?
— Я думаю, что все объекты этого года — улица Ломоносова, Воскресенская, улица Маслова, Чкалова, Калинина — будут сделаны в хорошем качестве. Часть работ производится не только в центре, также в округе Варавино-Фактория, на Майской горке, поэтому есть и ряд других объектов по другим округам.
— 100 миллионов рублей, что выделены в городском бюджете на дороги в этом году — цифра для меня, как обывателя, очень большая. А что думает по этому поводу профессиональный дорожник и почему в Архангельске такой дорогой ремонт дорог?
— Я думаю, что не только в Архангельске. 80 процентов стоимости всех ремонтов дорог — строительные материалы. На сегодняшний день строительные материалы в Архангельске нигде не выпускаются, то есть это — привозные материалы. Щебень, битум, иные составляющие, трубы — всё везётся из-за пределов области. Помимо того, что существует рыночная цена на эти материалы, тут накладывается логистика по доставке материалов. Плюс 10 процентов — работа техники. То, что оказалось интересным с точки зрения стоимости объекта для дорожников, например, в апреле, на сегодняшний день теряет свою привлекательность, потому что за этот период стоимость материалов где-то на 10-15 процентов выросла.Поставщики материалов пользуются возросшим спросом на эти материалы, соответственно, цена реально выросла. На протяжении последних десяти лет это устойчивая тенденция, плюс ограниченность поставщиков сегодня на рынке для Архангельска. Это связано с нашей логистикой. На сегодняшний день, например, для железной дороги мы являемся конечным пунктом, отсюда мало что можно вывезти.
— Ещё один вопрос, который вызывает нарекания у жителей — когда идёшь по многим улицам, в том числе по Набережной — такое ощущение, что песок скрипит на зубах. Власти Архангельска говорят, что пришёл новый подрядчик и более-менее стало чисто. У нас завышенные требования?
— Я думаю, не в этом суть, у нас нормальные требования, никто не хочет гулять в песчаных бурях. На самом деле, подрядчик работает хорошо, в соответствии с техническими условиями и заданием, но мы должны помнить, что последние 20 лет каждый год 50 000 тонн песка мы высыпали на городскую поверхность. Понятно, что боролись с гололёдом на дорогах, мы действовали в рамках контрактов, но миллион тонн песка не может просто раствориться. Сказать, что за один год, когда мы изменили технологию борьбы со скользкостью, перешли на влажные соляные смеси, мы уберём полностью весь песок из Архангельска, который сыпали 20 лет — невозможно. Поэтому, будем надеяться, что за ближайшие два года мы ситуацию изменим существенно.
— Ещё один вопрос по дворам. Конечно, во многом помогает программа «Комфортная городская среда», в рамках которой мы ремонтируем дворы, но с точки зрения бюджета какие сигналы сегодня брошены в эту сферу?
— На самом деле незначительные. Мы в этом году запланировали и практически освоили 13 миллионов рублей по дворам, и больше пока у нас средств на это не заложено, оставшаяся часть — порядка 55 миллионов рублей — по программе «комфортная среда», которая в этом году активно внедряется. Насколько я для себя сделал вывод, опираться в дальнейшем по ремонту дворов будут именно на эту программу, потому что она имеет протяжённость порядка пяти лет и с каждым годом возрастает в зависимости от результата. То есть, если мы в прошлом году показали неплохой результат по исполнению программы — нам на этот год денег добавили. Выполним в этом году — получим ещё больше. То есть, насколько я понимаю, именно такая задача ставится городской администрацией — добиваться максимального финансирования за счёт средств федерального бюджета.
— Вы приняли такое кардинальное решение — взяли в собственность города очистные сооружения, на микрорайоне первых пятилеток, раньше они принадлежали частному предприятию. Что это даёт городу?
— Мы решаем серьёзную проблему, потому что, по оценке руководителя Водоканала, который мы заслушали на комиссии по городскомухозяйству и бюджету, состояние очистных сооружений на сегодняшний день вызывает серьёзные опасения. К сожалению, в период, когда началось банкротство ЦБК, которому принижали эти очистные сооружения, до момента сегодняшнего приобретения этих очистных сооружений, никаких средств, кроме аварийного ремонта, в очистные сооружения не вкладывалось. Это достаточно серьёзная проблема, понятно и депутатам нынешнего созыва, и администрации города и области, что откладывать больше нельзя. Дальше мы просто столкнёмся с тем, что нам надзорные органы выдадут предписание прекратить эксплуатацию очистных сооружений. Для города это катастрофа! Поэтому решение было кардинальное, в отличие от многих других вопросов связанных с приобретением, с вложением средств, которые вызывают у различных фракций в городской думе определённые дискуссии, здесь практически обсуждения не было. Был серьёзный разговор с представителями администрации, с представителями Водоканала, которому дальше придётся эксплуатировать, поддерживать и модернизировать это хозяйство. Всем понятно, что ситуация крайне серьёзная, и тут промедление неприемлемо. Почему сейчас только покупали — потому что в результате постепенного снижения стоимости при торгах сегодняшняя стоимость равняется десяти процентам от начальной стоимости. На этой цене остановились и приобрели очистные сооружения. Это порядка 39 миллионов, то есть для такого комплекса — недорого.
— На первое время эксплуатация этих очистных сооружений архангелогородцам дорого обойдётся?
— На самом деле, ничего в данный конкретный момент не изменится, потому что Водоканал всё равно оплачивал аренду и работу очистных сооружений, просто он платил собственнику, который на сегодняшний день реализовал своё имущество и всю проблему передал на Водоканал. Проблемы эксплуатации очистных сооружений — проблема, которая уже заложена в тарифе, и за счёт этих средств будут продолжаться ремонтные работы и эксплуатация, начнётся модернизация.
— В этом году бюджет впервые за долгие годы стал профицитным. Так сложились обстоятельства или это становится тенденцией?
— Это всё было заложено изначально и это позиция городской администрации, которую бюджетная комиссия поддерживает. Потому что весь дефицит, который раньше существовал, финансировался за счёт заёмных средств, то есть мы брали коммерческие кредиты у банков. Любой коммерческий кредит надо обслуживать, проценты уплачивать, возвращать, то есть мы тратили на это достаточно серьёзные деньги. Сейчас, когда мы идём к профицитному бюджету, пытаемся уйти от коммерческих кредитов, то есть у нас сегодня действуют только кратковременные бюджетные кредиты. Я надеюсь, что эта тенденция сохранится, если только каких-то дополнительных обязательств не наложат на городской бюджет, что, к сожалению, спрогнозировать сегодня пока нельзя.
— Сергей Вадимович, спасибо!