А теперь обосновалась в центральной башне Гостиных дворов. На ней представлены репродукции полотен Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего, выполненные в технике жикле на холсте. 

Присмотреться к выставке Архангельский краеведческий музей заставила её просветительская миссия. Оба загадочных нидерландскихмастера, представителя северного Возрождения, исследовавшие человеческую греховность, написали за всю жизнь порядка полусотни картин: Брейгель — чуть более 40, Босх — и вовсе около 25. 

Все они разбросаны по лучшим музеям и частным коллекциям мира: в России не найти ни одного подлинника. Даже в Эрмитаже хранится не оригинал, а копия центральной части триптиха «Сад земных наслаждений» Босха, выполненной спустя полвека его последователем.

Картины Босха и Брейгеля изобилуют мельчайшими деталями и насчитывают сотни персонажей. Так, например, на полотне Брейгеля «Детские игры» их чуть более 230, а в «Саду земных наслаждений» Босха их и вовсе не счесть. Смотришь и почему-то вспоминается монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки»: «Люди, львы, орлы и куропатки…», — всё смешалось в этом загадочном произведении искусства. Такие картины хочется рассматривать часами, и выставка для этого — самое подходящее место. 

Наталья Шпанова.Наталья Шпанова.

Экскурсию по выставке для первых гостей башни провела директор Архангельского краеведческого музея Наталья Шпанова. Она рассказала, например, что Иероним Босх не дал ни названия ни одной своей работе, всех их придумали позднее. 

Впрочем и само имя, под которым его знают во всём мире, он тоже получил не при рождении. Свой псевдоним исследователь человеческих страстей позаимствовал у родного города. Настоящее же его имя — Ерун Антонисон ван Акен.

Эти и другие разгадки и открытия ждут архангелогородцев в Гостиных дворах до 25 ноября.