— Алексей Леонидович, Николай Юрьевич, добрый вечер.

— Напоминаем, мы работаем в прямом эфире, вы можете присоединиться к нашему разговору, если позвоните к нам в студию — номер вам знаком — 639 717, код Архангельска 8 182.

— Пока наши телезрители собираются с мыслями, вопросы от нас.

— Сколько сегодня всего перевозчиков работает в Архангельске? Они получают маршруты по конкурсу?

— Конечно, все перевозчики, которые сейчас работают, отбирались по конкурсу, либо по аукциону в свете нового законодательства. Всего перевозчиков у нас 12 в городе. Есть предприниматели и юридические лица.

— Николай Юрьевич, к Вам тогда вопрос. Насколько конкретно Ваше предприятие провело замену парка автобусов?

— В этом году были приобретены автобусы марки МАЗ в количестве 29 единиц. Все они в данный момент на линии — это маршрут № 5 в количестве четырёх единиц, маршрут № 6 и № 54. В дальнейшем мы рассматриваем изменения также подвижного состава. Ожидаем в будущем году следующую поставку.

— Алексей Леонидович, мы уже много говорили о маршрутах, которые опутывают наш город. Они уже устоялись или всё еще подвергаются каким-то изменениям?

— Напомню, что в 2016 году по муниципальному заказу научно-исследовательский институт подготовил нам специальную программу по оптимизации маршрутной сети, которая рассчитана в целом до 2020 года. То есть это тот период, когда у нас заканчиваются договоры и соответственно тот период, который необходим для того, чтобы провести замену подвижного состава. До конца планового периода у нас предусмотрены некоторые изменения. Наверное, горожане видят их постоянно.

— А вы с горожанами советуетесь?

— То, что подготовил нам институт, проходило общественные слушания. Так же это широко обсуждалось в СМИ. Все высказанные мнения были, по возможности, учтены.

— В первую очередь, конечно, это должно быть удобно населению.

Ситуация меняется. Мы бы хотели посмотреть, что вообще сегодня изменилось в лучшую сторону, а что в худшую. С этим вопросом мы вышли на улицы города и спросили пассажиров общественного транспорта. И вот, нам ответили.

— В  Архангельске в транспортной системе что-то изменилось? В хорошую, в плохую сторону?
— Думаю, в хорошую. У нас появились новые автобусы, пазиков стало меньше, исчезли маршрутки — это очень классно.
— Автобусы стали хорошие. Объявляют остановки.
— Я не вижу, чтобы что-то ухудшилось во всяком случае. Автобусы очень ходят быстро и много.
— Маршрутов стало меньше, зато появились новые автобусы.
— Я купила транспортную карту, хотела бы по ней поездить.
— Но пока не получается?
— Получилось только один раз и то неудачно, потому что терминал в автобусе не работал.
— Ничего не изменилось, только цена повысилась.
— Да, и ещё автобусы новые появились, 5 и 54.
— Как раньше было, так и осталось. Водители курить стали поменьше во время движения, но по телефону болтают так же.

— У нас звонок в студию. Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста. Вы в прямом эфире.

— Здравствуйте. Меня зовут Светлана Петровна. Я живу на Московском. На 61 автобусе я вчера ездила в поликлинику. И знаете, из меня в автобусе чуть гуляш не сделали! Так же тесно и на 62! У нас тут всего два автобуса ходят.

— Спасибо, Светлана Петровна, вопрос понятен. Был ещё один вопрос уже из более дальних районов, где ходят 42 и 43 автобусы. Зачастую они тоже очень утром переполнены и сложно доехать. Николай Юрьевич, прокомментируете?

— Проблема час пика не только в Архангельске, а в любом городе. В условиях контракта прописано то количество подвижного состава, которое рассчитано исходя из пассажиропотока и экономической стороны. В принципе, мы можем добавить ещё 10 автобусов, но их стоимость ляжет, опять же, на бюджет горожан. То есть, будет новый пересчёт тарифа, и стоимость проезда увеличится. Зато, наверное, все будут ездить на сидячих местах, но платить, образно говоря, 50 рублей. Общественный транспорт всегда был общественным, в пиковое время всегда перегружен. Люди пересматривают время своё, когда нужно выходить из дома и идти на автобус, понимая, сколько времени придётся потратить.

— А у нас ещё один звонок в студию. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Вы в эфире.

— Добрый вечер. Меня зовут Алена. Я живу на левом берегу,  у нас тут ходит, в основном, только маршрут № 3. Новые автобусы у нас не появились. Получается, платим мы так же, как в городе, а нового транспорта не видим.

— Мне кажется, вопрос про третий автобус не один десяток лет уже возникает.

— Третий маршрут имеет большую протяжённость, соответственно, и ряд особенностей. Были времена, когда там ходили автобусы и большого класса, когда муниципальное предприятие обсуживало этот маршрут. Но зато этот маршрут сам по себе способен обеспечить жителям левого берега транспортную доступность. Его ещё не коснулись перемены. Но в скором времени это произойдёт. У нас в планах сделать туда хорошую дорогу. После того, как улучшится класс автобуса, проблемы будут частично сниматься.

— А есть сроки какие-то?

— Сроки я все обозначил — до 2020 года. По окончанию договоров, которые сейчас действуют, мы будем прописывать новые условия с учётом тех требований, которые ставит нам жизнь.

— Эта тема оказалась очень острой. У нас есть ещё один звонок в студию. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

— Здравствуйте. Меня зовут Людмила Леонидовна. Мне 76 лет. Сейчас ходят новые автобусы. Они очень и очень неудобные. Только для молодых. Для пожилых людей там только два приличных места, до остальных нужно еще по ступеням подниматься.

— Наша уважаемая телезрительница опередила мой вопрос. Я думаю, она имеет в виду автобусы, которые ходят по пятому маршруту.

— Автобусы средней вместительности — автобус марки ЛИАЗ, ГАЗ — с 1 февраля, по-моему, 2019 года будут иметь именно такую конфигурацию. Никакой другой конфигурации, с учётом низкого пола, но равного исполнения, установки двигателей и бензобака не подразумевает. Если хочется большой автобус с низким полом и всеми комфортными сидениями, то давайте обратимся к цене. Автобус 6800 рублей МАЗ-206, МАЗ-103 от 9 до 14 тысяч в зависимости от комплектации. Надо понимать, что экономика остается одна для всех. Если мы хотим автобус больше, выше классом, комфортнее, то это повлечёт за собой изменение тарифа. Поэтому, когда институт просчитывал, учитывая экономику граждан, он предложил именно такой вариант автобусов.

— И у нас ещё один телефонный звонок. Добрый вечер. Представьтесь, пожалуйста. Вы в эфире.

— Здравствуйте. Зовут меня Татьяна Николаевна. Шестой микрорайон отличается тем, что у нас огромные новостройки, а 61 и 62 маршруты стали ходить к нам на много реже, чем несколько лет назад. Уже много лет автобусы постоянно ездят переполненные. Нужно, чтобы они чаще ходили.

— Спасибо!

— На самом деле, на 61 маршрут с понедельника добавляется ещё один автобус. Так же по 62-му будем отсматривать. Но что такое — добавление транспортных средств? Это переговоры с администрацией, потому что любое добавление автобуса меняет картину движения в городе. Муниципальное предприятие, соответственно, должно переделать все расписания.

— Алексей Леонидович, а когда Ленинградский откроют?

— Ожидаем на следующей неделе открытия этой полосы. Поэтому ситуация несколько поменяется. Сейчас все зависит только от нашего подрядчика, который очень старается и торопится.

— А такая ускоренность не скажется на качестве?

— Не скажется. Большая часть проведена в этом году. Остальные будут продолжены в следующем.

— Николай Юрьевич, несмотря на то, что «пятёрки» новые, во многих уже не работает табло. Вежливостью кондукторы не отличаются. И это не только на пятом маршруте. Бывает, что остановку объявят и скажут какая следующая, а автобус поедет вообще в другую сторону. Почему так происходит?

— Это не поломки. Система объявления остановок — это система ГЛОНАСС, то есть он по координатам привязывается и не всегда может нормально определить, куда он едет. По поводу того, что бегущая строка иногда работает не корректно, мы обратились с гарантийными обязательствами к установщикам. Приезжают они к нам раз в месяц и разом устраняют все недостатки.

— У меня тоже есть небольшой вопрос к Николаю Юрьевичу. Мы слышим от горожан замечания, мы думаем, что и Вы также слышите, по поводу рекламы, которая зачастую просто безобразно расклеена на окна. Как-то решаем этот вопрос?

— В феврале, когда я приступил к своим обязанностям, действительно, рекламы было очень много. Бывало, что реклама снималась некорректно, без отмывания клея. Новая реклама сейчас не клеится. В последнем контракте по маршруту № 5 в условиях сказано, что любая реклама, которая будет размещена в автобусе, должна пройти согласование с администрацией. Также в одном автобусе по 5 маршруту катается рекламный телевизор в виде эксперимента. Крайне критических негативных отзывов мы еще не услышали. Поэтому сейчас заключается договор на установку еще 28 экранов. Там будет любая реклама, информация от перевозчика и администрации.

— Во многих регионах есть система проездных. У нас этого нет, только льготы для тех, кто старше 70 лет. Почему у нас не сохранились проездные?

— Администрация отвечает за предоставление отпрядённых льгот. То, что касается проездных и организации проезда, это вопросы к перевозчикам. Если перевозчик считает, что данная форма оплаты и учета пассажиров удобна и комфортна, то эту форму вводят. Возможно, система проездных появится снова. Все зависит от аналитики и организации работы, которую строит непосредственно перевозчик.

 — Тогда, Николай Юрьевич, прокомментируете этот вопрос? А еще очень удобно оплачивать проезд банковской картой. Но на многих маршрутах этого нет. Почему?

— Это будет дорого. Любое снятие денег по карте приведет к удорожанию проезда на шесть процентов. Банк накладывает свой процент, в итоге перевозчик получает на 6 процентов меньше от суммы, которую вы заплатите. Некоторые, в качестве эксперимента, ввели данную систему. Они пытаются отследить перераспределение пасажиропотока по сравнению с теми, кто эту систему не задействовал. Если эта система зайдет в полном объеме во все автобусы, то придет подорожание проезда.

— У нас звонок. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Вы в прямом эфире.

— Здравствуйте, меня зовут Елена. У меня работа заканчивается в 20:45 вечера. В 21:00 уже нет автобусов на левый берег. У нас, что ли жизнь на берегу заканчивается?

— Я могу сказать, что по маршруту № 5, естественно, в 23:00 заканчивает работу. Все 34 машины не могут работать с 5:00 утра до 23:00. Поэтому возможно ожидание.

— А вот если я стою долго на остановке и автобуса нет, то можно ли куда-то позвонить, чтобы узнать, где автобус?

— Надеюсь, на всех остановках есть QR-код, который привязан к диспетчерской службе. По телефону, прочитав этот код, вы можете узнать ближайшее время прибытия автобуса. Сейчас прорабатывается информация, так же о наклейке QR-кода в автобусах, где будет вся информация о перевозчике и куда можно пожаловаться.

— Я бы хотел добавить, что не только QR-код активно внедряется, но и у нас уже давно действует и мобильное приложение, где можно в режиме онлайн посмотреть, как движутся автобусы. Кроме того, есть телефоны и диспетчерских служб.

— А у нас все автобусы оснащены системой ГЛОНАСС?

— Да.

— Тогда гонки исключены?

— Гонки исключить невозможно. Это человеческий фактор. На такие происшествия мы периодически реагируем крайне жестко, вплоть до увольнения данного сотрудника.

— У нас практически не осталось времени. Прошу ответить каждого из Вас за 20 секунд, что изменится для горожан к 2020 году?

— Качество услуг, связанных с обновлением подвижного состава. Это меньше срывов, меньше ожиданий, более плавное движение автобусов в режиме расписания.

— Состояние улично-дорожной сети. Повышение качества обслуживания.

— Спасибо Алексей Леонидович и Николай Юрьевич.