В экспозиции собрано 35 живописных полотен, созданных в промежутке XVIII–XX веков. Наряду с шедеврами кисти таких выдающихся мастеров как Владимир Боровиковский, Константин Маковский, Николай Ге и Борис Кустодиев, в ней представлены картины менее знаменитый и совсем неизвестных художников.
Открытие выставочного проекта стало большим событием. В последний раз музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» сотрудничало с одной из главных сокровищниц национальной культуры десять лет назад.
— Это было незабываемое событие — выставка «Три века русской живописи», — рассказала на вернисаже директор музейного объединения Мая Миткевич. — Она запомнилась переполненными залами и очередями на улице перед входом в музей. Теперь же перед нами портрет семьи, представленный в исторической последовательности. Экспозиция отличается удивительной цельностью, выразительностью и содержательностью. Мы очень признательны Русскому музею за возможность пообщаться с памятниками столь высокого художественного уровня.
Гостей открытия поприветствовал и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Куратор выставки от музейного объединения, заведующая отделом русского искусства XVIII — начала XX веков Дарья Эрдман поблагодарила за поддержку его супругу Татьяну Орлову.
— Мы с вами сегодня имеем возможность соприкоснуться с настоящими шедеврами, которые приоткрывают для нас интимный мир семьи, — отметил губернатор. — Я для себя неожиданно открыл, что взгляд на семью был очень тёплым и в советский период. Хотя мы тогда все ходили с флагами, проводили собрания и строили великие стройки. Но семья — это абсолютная ценность, и эти работы это подтверждают.
Также музейное объединение поблагодарило за поддержку управляющего холдинга «АТК-Медиа» Артёма Вахрушева.
Привет Архангельску от Русского музея передала куратор выставки Любовь Шакирова.
— Когда мы пять лет назад делали выставку «Портрет семьи» в Русском музее, мы не ожидали, что она покинет пределы Санкт-Петербурга и поедет по городам России, — рассказала она. — Оказалось, что интерес к этой теме испытывают наши коллеги в других музеях и публика в разных городах. Возможно, пройдя по этому коридору времени, кому-то из нас захочется завести свой семейный альбом, или достать его с дальней полки и смахнуть с него пыль.
По словам Любови Шакировой, наличие в экспозиции полотен неизвестных художников довольно-таки примечательно.
— Очень редко удаётся представить работы неизвестных художников на выставках, обычно они обитают в фондах, — пояснила куратор. — Очень радостно, что есть такой повод. Мода на семейный портрет, действительно, существовала, но далеко не каждая семья могла заказать свой портрет художнику известному, поэтому иногда их писали любители, имена которых история не сохранила. Фотографии тогда ещё не существовало. Сейчас мы можем сделать селфи, когда захотим, а тогда это была целая церемония.
На картинах выставочного проекта — семьи разные. Вельможи в шелках и парче, молодожёны-целинники, пятеро братьев Бенуа — основатели русского дворянского рода французского происхождения… Экспозиция начинается с парадных портретов, но чем дальше — тем больше непридуманной жизни в сценах, изображённых на картинах. Здесь и радость от полученного известия, и горе семьи, пережившей Гражданскую войну. Так, художник Александр Романычев из своего 1977 года взглянул на своих родителей в 1918 году. В советское время роскошной дворянской парадности на портретах, разумеется, не остаётся. Зато появляется пафос семьи — строителей светлого будущего.
— На начальном этапе существования семейного портрета супругов могли писать раздельно, — рассказала Любовь Шакирова. — Далее у нас модели, изображённые на картинах, встречаются и начинают жить всё более и более непринуждённой жизнью. В советское время традиция заказного портрета, конечно, прерывается, но жанровые работы, посвящённые семье, имеют немалый вес. Через образ семьи, как ячейки общества, художники раскрывали темы государственной важности. Например, Александр Романычев через образы своих отца и матери повествует о революции. Он не хочет изображать то, чего он не видел и не знает, создавать какое-то официальное полотно на революционную тему, а хочет говорить о том, что ему близко, что может у зрителей вызвать живой отклик.
Выставка будет работать в музее ИЗО до 17 февраля 2019 года.