Открытие и пленарная сессия форума состоялась в открытом пространстве — технопарке САФУ. В мероприятии приняли участие профессоры САФУ, директора национальных парков, представители Государственного Дарвиновского музея из Москвы и университета Лапландии. Модератором площадки выступила культуролог Татьяна Лефман.

Без любви нет культурного кода

Культурный код, как пояснила профессор САФУ Ирина Фельдт, — это ключ к пониманию культуры. Но зачем вообще этот ключ? Он расширяет информационное знание и разнообразит ассоциативную образность. Если его не расшифровывать, сужается поле смыслов, которые способствуют формированию мироощущения и творческому самовыражению. Но одних знаний, чтобы постичь его — недостаточно.

— Знание само по себе очень часто лежит мёртвым грузом, оно не задевает сердце, — пояснила Ирина Фельдт. — А культурный код — это всегда то, что проживается, эмоционально переживается, то что формирует идентичность, когда человек воспринимает пространство как место, с которым он лично связан.

Ирина Фельдт.Ирина Фельдт.

По её словам, интерес к Русскому Северу в культуре зародился рубеже XIX–XX веков. Во многом этому способствовало изображение ускользающей красоты и неярких тонов северной природы в пейзажной живописи. Но дикость и первозданность этого пространства приковывает внимание культурного сообщества и сегодня. Что касается арктического ландшафта, там, по словам Ирины Фельдт, невозможно разделить природные и культурные объекты: там даже пустота пространства становится важным символическим феноменом.

При этом, Ирина Фельдт отметила, что отчасти по политическим причинам произошла путаница в понятиях: модное «Арктика» стало подменять «Русский Север». По её мнению, проблему могут решить сквозные образы, которые не разорвут образ деревянного песенного Русского Севера с арктическими просторами.

Критическая масса креативных

Напомним, открытие форума завершилось показом коллекции модельера Николая Терюхина «Тканая осень». По мнению доктора философских наук Анны Соловьевой, которая говорила о символическом ресурсе Русского Севера в глобальной экономике, высокая мода — это один из вариантов интеграции народного искусства в международные тренды и продвижения локальных символов в международном контексте.

— В регионе должна накопиться критическая масса креативных личностей, причём не обязательно, чтобы они тут жили по прописке, — подчеркнул Анна Соловьёва. — Главное, чтобы они участвовали в локальных проектах и понимали смыслы Севера.

Елена Шатковская.Елена Шатковская.

Старый город утрачен, но дух ещё жив

Выступление директора Кенозерского национального парка Елены Шатковской, посвящённое сохранению традиционной деревянной архитектуры, буквально зажгло всех присутствующих. Вдохновитель фестиваля «Тайбола» Илья Кузубов даже сказал, что таких содержательных и проникновенных речей он не слышал даже на форумах в Москве и Санкт-Петербурге.

— Дерево — это классно, — начала Елена Шатковская, буквально цитируя название русско-норвежского семинара, который пройдёт на форуме 25 ноября, — но наше отношение к нему классным не назовёшь.

Архангельск Шатковская назвала недолюбленным городом, а объекты культурного наследия в нём — абсолютно беззащитными.

По мнению Елены Шатковской, лучший способ сохранить деревянную застройку — это включить старые здания в жизнь. Она процитировала заместителя гендиректора организации по сохранению памятников Великобритании National Trust Саймона Мюррея, который сказал: «Инвестиции в наследие дают поразительные результаты». 

В Архангельской области, привела цифры Шатковская, расположено 1849 памятников культурного наследия, и только 398 из них — в удовлетворительном состоянии.

— Это наследие исчезнет навсегда, потому что ресурс невозобновляемый, — подчеркнула Елена Шатковская. — Проблема не только в нехватке средств, но и в безразличном отношении к нему власти и общества, непонимании его ценности. Вот обнаружили старинную брусчатку в Петровском сквере. Радоваться бы, но нет, её засыпят землёй!

По словам Шатковской, все беды порой — от высокомотивированных неквалифицированных людей.

— У меня есть ностальгия по старому городу, — сказала директор Кенозерского нацпарка, — по тому Архангельску, у которого был свой неповторимый шарм. Мне повезло, что я застала, по сути, уже ушедшую уютную, гармоничную, очень соразмерную человеку застройку и тот город, который Игорь Грабарь в начал ХХ века назвал одним из десяти самых красивых городов России. Увы, он уничтожен. Но тот дух, который заставляет людей любить этот город, всё ещё жив. Очевидно, его создают люди.

Кажется, как раз в технопарке САФУ, на Арктическом форуме искусств, критическая масса креативных людей и собралась.