Перед гостями библиотеки вечером 5 февраля выступил сотрудник питерского музыкального магазина «Фонотека» и гитарист группы «Архитектурный оркестр благодетели» Илья Еремеев. Лектор переехал из Архангельска в Петербург около десяти лет назад и за время жизни в северной столице успел близко познакомиться с русской альтернативной сценой: музыкантами, продюсерами, менеджерами и издателями.

По мнению Ильи Еремеева, андеграунд — это «тот пласт искусства, что популярен в данное время в узких кругах», «источник движения» и «любая форма самовыражения, где каждый ищет себя».

Свой экскурс в идеологию музыкального вдохновения андеграунда лектор начал с 80-х годов — времени расцвета Ленинградского рок-клуба, самодеятельности с изданием пластинок тиражами по 300 экземпляров и даже меньше, творчества таких коллективов, как «Дурное влияние», «Химера», «Народное ополчение» и многих других.

Сейчас интерес к данному временному промежутку у отечественных меломанов снова растёт, старые коллективы вновь объединяются — группа «Альянс», как пример, — а цены на некоторые пластинки «устремляются в космос».

В 90-е годы до андеграунда в России было мало кому дела, стих и интерес к винилу. На первый план вышли резиденты «Нашего радио». Самое интересное началось уже в нулевых. Несмотря на начало цифровой эпохи и гигабайты пиратской музыки на жёстких дисках, пластинки снова начали потихоньку входить в моду. Часто группы выпускали их «по фану», не надеясь что-то заработать.


Для Ильи Еремеева увлечение российской андеграунд сценой началось с коллективов Tesla Boy и NRKTK. Затем на сцену вышли Motorama и Padla Bear Outfit. Особенностью становления групп было то, что иногда они формировались по итогам посиделок на кухне — так например произошло с Sonic Death и её «грязным гаражным роком».


Отчасти, термин «гаражный» можно применить ко многим коллективам, сформировавшимся на рубеже первого и второго десятилетий нулевых. Порой такая характеристика была данью движению, а сама музыка, как у группы Manicure, была сделана «слишком качественно». В дальнейшем эти ребята распались на «Труд» и «Не твоё дело». Добавим от себя, что творчество выходцев из Manicure можно услышать в фильме «Как Витька Чеснок вёз Кольку Штыря в дом инвалидов». По мнению Ильи Еремеева, «Не твоё дело» — «яркий пример искренней музыки, где много души».

Новейшее время (условно с 2015 года) характеризуется растущим интересом к винилу и такому формату, как… кассеты! Они дёшевы, и часто группы могут выпустить альбом тиражом в 30 экземпляров, половину продать, половину подарить и быть довольными собой. 


Кроме того, часто российские группы за рубежом известнее, чем на родине. Уже упомянутая Motorama и её сайд-проект «Утро» пишутся на французском лейбле, интерес к россиянам проявляют и англосаксы. Его истоки — тяга к чему-то новому/неизведанному и как ни банально, интернет. Коллективы выкладывают своё творчество на, например, Bandcamp, обозначают его тегами и если всё складывается успешно, получают оффер от лейбла.


Подводя итоги встречи, Илья Еремеев отметил, что в андеграунде не только, грубо говоря, грязный гаражный рок, но и хип-хоп, электроника, джаз. Никогда не надо стыдиться современных молодых или малоизвестных коллективов, а наоборот, стоит обращать на них внимание. Вдруг это звучание будет вашим?