Для отечественного промыслового флота спуск на воду первого в мире краболова-процессора «Зенит» — знаковое событие. Судно, планируемое к сдаче в октябре 2019 года, изначально проектировалось именно для добычи краба.

Это совместный проект Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК), Выборгского судостроительного завода и турецкой судоверфи Терсан. Отечественные рыбаки приняли решение совершить первый шаг в реализации масштабного модернизационного замысла в Турции при непосредственном участии специалистов из Выборга.

Правда, дальнейшее строительство серии из 10 высокотехнологичных современных краболовов на Выборгском заводе (как это планировалось первоначально) остаётся под вопросом. Причина тому — высокие экономические риски из-за возвращения в рыболовную отрасль аукционного принципа распределения водных биоресурсов. Эта инициатива, продвигаемая Росрыболовством и Минсельхозом вызвала шквал критики как стороны рыбаков, так и экспертов-экономистов.

В чём уникальность «Зенита»? До сих пор в России да и во всём мире эксплуатировались краболовы, которые по сути являлись траулерами, судами снабжения и прочими типами судов, переделанных под нужды добычи морских ракообразных. Иначе говоря, прежде никто не создавал краболовы с нуля. Эксклюзивный тип судна был спроектирован и построен специально для СЗРК.

И вот настал торжественный момент: вчера головное судно было спущено на воду. А дальше уникальный проект, наверняка, столкнётся с массой трудностей.

— Мы специально начали строить головное судно Турции, чтобы обкатать проект, найти оптимальные технические решения. Следующую серию из десяти судов мы планировали построить в Выборге. Специалисты из выборгского судостроительного завода были в Турции, знакомились с документацией, вникали в нюансы, готовились строить десять судов у себя. Проект был трёхсторонним, СЗРК планировал строительство этих судов в рамках инвестиционных квот по крабу, — комментирует исполнительный директор СЗРК Сергей Несветов.

Правила поменялись в процессе игры. Как мы уже знаем, госрегулятор — Росрыболовство — взял на себя смелость перекраивать принципы распределения водных биоресурсов: инвестиционные квоты, давшие жизнь отрасли, могут смениться аукционами. СЗРК вынужден заморозить контракты на строительство десяти судов в Выборге из-за возможного введения аукционов. Этот факт вызывает сильную обеспокоенность руководства верфи.

— Конечно, для нас это очень критично. Естественно, когда у тебя, можно сказать, был в кармане подписанный контракт, а затем у тебя такой кусок буквально вырывают изо рта, это неприятно, — прокомментировал интернет-изданию «Би-порт» директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьёв. — Нас в первую очередь волнует, если аукционы их (рыбопромышленников. — прим.ред.) убьют, кто будет строиться у нас?

Надо полагать, введение аукционов скажется как на судостроении, так и на бюджетообразовании городов и регионов, в которых расположены отечественные верфи. Там, как известно, рассчитывали на серьёзные налоговые поступления от реализации дорогостоящих инвестпроектов рыболовецких предприятий.

— Возникла дыра в заказах, которую заполнить невозможно. В августе и сентябре здесь должно было быть заложено первое судно в серии из 10 судов. Стоимость контракта — 27 миллиардов рублей. Теперь всё под большим вопросом. И для выборгского завода, и для всего российского судостроения это очень плохо. Мы уже видим первые «плоды» аукционной политики, — продолжает Сергей Несветов.

— Мы вынуждены приостановить контракты на строительство, поскольку не понимаем, что будет дальше с распределением квот. Мы уверены, что если продавят аукционы на краба, то следом начнутся аукционы и на рыбу. Будет запущен глобальный передел в рыбной отрасли. Никакого отношения к интересам государства аукционные процессы не имеют. Этот законопроект имеет отношение к интересам узкой группы физических лиц. Принятие законопроекта по аукционам остановит российское судостроение. Мы хотели построить 10 судов, но нам это не дают сделать, — заключил исполнительный директор СЗРК.