К февралю 2020 года, к столетию Абрамова, в Архангельске хотят поставить памятник писателю. Добролюбовка объявила конкурс эскизных проектов монумента, в котором приняли участие скульпторы из Архангельской области, Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Вологды, Кирова и других уголков России. Они представили 12 макетов будущих изваяний, а вместе с ними — проекты благоустройства территории и сметную документацию.

Все 12 макетов сейчас можно увидеть в читальном зале отдела краеведения «Русский Север» библиотеки. Выбирать макет-победитель будет конкурсная комиссия, в которую вошли культурные управленцы, художники, архитекторы и писатели, но горожане могут повлиять на их решение, поделившись впечатлениями в книге отзывов.

Ни члены конкурсной комиссии, ни читатели Добролюбовки не знают, какому скульптору какой макет принадлежит и какой из них — Сергея Сюхина: созданы все условия для беспристрастной оценки.

Многие скульпторы лепили Абрамова со знаменитой фотографии, на которой писатель снял пиджак и небрежно закинул его на плечо. Этот пиджак писателя собирается отлить в бронзе чуть ли не половина всех участников конкурса!

На одном из макетов писатель, «уверено, по-хозяйски стоящий на родной земле в любимых резиновых сапогах», олицетворяет «былинного Святогора — защитника России-Матушки». Такое впечатление, по мнению скульптора, создаётся за счёт разновеликости фигуры писателя и пейзажа: домики, лодочки и ёлки кажутся крохотными под ногами Абрамова-великана.

Кстати, если этот макет решат отлить в бронзе, его общая высота составит три метра 30 сантиметров.

Другой скульптор изобразил знаменитого уроженца Верколы молодым — словно юного Пушкина в Царском селе.

Не занимать самобытности видению одного из скульпторов, который усадил Абрамова на символ Верколы — деревянного коня с крыши пинежского дома. И поставил на постамент, на трёх гранях которого высек (пока — только гипотетически) названия трёх романов из тетралогии о Пряслиных — «Братья и сёстры», Две зимы и три лета» и «Дом». «Пути-перепутья», видимо, не поместились, потому что на переднем срезе постамента — имя и фамилия писателя. 

Но если у этого Абрамова, что присел отдохнуть на деревянный конёк, взгляд потуплен, то другой, босой, с веточкой в руке, — смотрит вдаль, волосы и пиджак (опять пиджак!) развеваются на ветру.

Один из скульпторов отличился — представил на конкурс макет многофигурной композиции, посвящённой рассказу Абрамова «О чём плачут лошади». Трое мальчишек на конях купают лошадей, отражаясь в глади блестящего круглого диска. Так, по крайней мере, задумано. А пока макет композиции из пластилина и прутьев выглядит менее проработано, чем другие. 

Один из скульпторов представил на суд комиссии бюст писателя. И пусть гранитный постамент выглядит несовременно, но директор библиотеки Ольга Стёпина отметила большое портретное сходство.

И снова Абрамов, и снова пиджак на плече. Писатель то думает о чём-то важном, сидя на пеньке (скульптор даже морщины вырезал: лицо — самое проработанное), то сидит с книгой на брёвнышке, то опирается на прясло, то идёт куда-то решительным широким шагом. 

Кстати, автор последнего макета серьёзнее всех поработал с прилегающей территорией. Рядом с памятником Абрамову ему видятся не просто скамейки и кусты сирени, а полноценная терраса и зона отдыха — функциональное пространство с максимальным сохранением зелени.

Членам конкурсной комиссии предстоит непростой выбор.

— Все хороши! — сказала министр культуры региона и одна из экспертов комиссии Вероника Яничек. — Видно, что все авторы проделали колоссальную работу и подошли с большим трепетом к Фёдору Александровичу.

Одним из первых макеты осмотрел и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

— Боюсь говорить, кто мне понравился, чтобы не было административного давления, — сказал он. — Но мне нравится, как скульпторы подошли к образу Абрамова и как интересно проходит конкурс в библиотеке.

Конкурсная комиссия приступит к работе 22 марта, а посмотреть макеты в библиотеке можно будет до конца месяца. Победитель конкурса получит работу и 100 тысяч рублей. Но, возможно, и остальные скульпторы в обиде не останутся. Памятник писателю хотели бы видеть и в Карпогорах, а ещё ведь есть архангельский аэропорт, которому недавно присвоили имя Абрамова. 

А чтобы памятник вовремя, к юбилею, вырос у библиотеки, нужно, чтобы территория была к нему готова: откладывать благоустройство на следующую зиму не собираются. А вопрос с финансированием и поиском меценатов будет решаться позднее.