6 марта в порту Архангельск пришвартовался лихтеровоз «Севморпуть» — единственное в мире грузовое судно с ядерной силовой установкой. Корабль длиной 260 метров имеет шесть трюмов, в каждый из которых по высоте способен уместиться пятиэтажный дом. Суммарная масса груза, которую может перевезти лихтеровоз, составляет 37 тысяч тонн. Прибытие подобного судна в Архангельск — это важнейшее событие, которое подтверждает амбиции столицы Поморья как ключевого транспортного узла для снабжения Арктики.

В связи с открывающимися перспективами (и уникальностью «Севморпути») «Регион 29» решил вспомнить другие корабли, побывавшие в Архангельске. Речь пойдёт либо о не менее выдающихся экземплярах, либо о судах, которые оставили свой след в истории региона.

Пароход «Царь» (1914 — 1916)

Фото wikipedia, автор неизвестенФото wikipedia, автор неизвестен.

В это сейчас не очень легко поверить, но с 1914 года по 1916 у жителей Архангельска была возможность за 10-12 дней пересечь Атлантику и достичь Нью-Йорка. «Помогал» в этом океанический лайнер «Царь», построенный в Шотландии в 1912 году. Судно принадлежало Русскому Восточно-азиатскому обществу и в начале своей службы ходило в Нью-Йорк из Либавы.

В 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, «Царя» с беспокойной Балтики перевели в Архангельск. Из-за того, что порт в столице Поморья — замерзающий, в Нью-Йорк пароход из Архангельска ходил только летом. Зимой рейсы в США осуществлялись из Мурманска.

Билет первого класса до Нью-Йорка стоил 170 рублей (средняя зарплата в Российской Империи тех лет — чуть больше 37 рублей). Путешествие вторым классом обходилось в 135 целковых, эмигрантским — в 85.

С 1916 года корабль использовался как военный транспорт для перевозки грузов из Англии в Архангельск. В 1917 году, после Октябрьской революции, «Царь» покинул Русский Север. В 1919 году «Царь» под русским флагом, но с английским экипажем вернулся в Архангельск, но не за простыми пассажирами, а войсками интервентов. В 1920 году пароход снова стал совершать регулярные рейсы между Прибалтикой и США, но уже не под советским флагом.

Пароход «Барон Дризен» (1916)

Последствия взрыва на Бакарице в 1916 году. Фото topwar.Последствия взрыва на Бакарице в 1916 году. Фото topwar.

Самый нашумевший пароход из списка. В самом плохом смысле этого слова. «Барон Дризен» прибыл в Архангельск из Нью-Йорка в разгар Первой мировой войны — 17 октября 1916 года. На его борту находились военное снаряжение, взрывчатка, оружие.

24 октября корабль пришвартовался на Бакарице. Через два дня, в полдень 26 октября на судне прогремел взрыв, в течение следующих двух часов — ещё два. В результате этой страшной техногенной катастрофы погибло более 600 человек, тысяча с лишним получили ранения. В результате последующего пожара порт был уничтожен.

Причины взрыва неизвестны до сих пор. Самая популярная версия — диверсию устроила немецкая разведка.

«Аврора» в Архангельске, 1924 год. Автор неизвестен. Фото pastar.ru.«Аврора» в Архангельске, 1924 год. Автор неизвестен. Фото pastar.ru.

Крейсер «Аврора» (1924, 1925)

Легендарный крейсер, переживший Цусимское сражение и ставший символом Октябрьской революции, заходил в Архангельск в 1924 и 1925 годах. Посетила столицу Поморья «Аврора» в рамках заграничного похода курсантов и преподавателей военно-морских училищ. Отметим, что в 1925 с «Авроры» в Архангельске на берег списали четырёх матросов за различные провинности в ходе образовательного путешествия.

Барк «Седов» (1984 и 2016)

Барк "Седов" в Архангельске, 1984 год. Фото Аркадия Кузнецова. Снимок  сайту pastar.ru предоставил Игорь Кузнецов.Барк «Седов» в Архангельске, 1984 год. Фото Аркадия Кузнецова. Снимок сайту pastar.ru предоставил Игорь Кузнецов.

В 1984 году парусник посетил Архангельск в честь 400-летия города. Стоял барк у Красной пристани — места, от которого в 1912 на парусно-паровом судне «Святой великомученик Фока» начинал свой поход Георгий Седов. В 2016 году барк добрался только до порта «Экономия».

Построенный в 1921 году в Германии «Седов», был передан СССР в 1945 году в качестве репараций. На момент своей постройки он был четвёртым по размеру парусным судном в мире (длина — почти 98 метров). Барк относится к винджаммерам — последнему поколению крупных коммерческих парусников, появившемуся в конце XIX века. Данный тип судов отличался огромными для парусников размерами (до 100 — 140 метров) и большой площадью парусов. В первой половине XX века винджаммеры совершали трансатлантические рейсы и с большой скоростью перевозили недорогие/специфичные насыпные грузы.

Фрегаты британского Королевского флота тип 22 «Бродсуорд» (1991 и 2001)

Однотипный с «Лондоном» и «Кэмпблтауном» фрегат «Корнвелл». Фото wikipedia.Однотипный с «Лондоном» и «Кэмпблтауном» фрегат «Корнвелл». Фото wikipedia.

В 1991 году Архангельск в честь 50-летия прибытия в город первого северного конвоя «Дервиш» посетил фрегат «Лондон». Через 10 лет, уже на 60-летие конвоя, в столицу Поморья прибыл систершип «Лондона» — фрегат «Кэмпбелтаун». Корабли данного типа создавались для борьбы с советскими АПЛ: в годы Холодной войны никто не мог представить их так близко от Северодвинска — колыбели атомного судостроения России.

Данный тип кораблей принимал участие в Фолклендской войне (1982) — конфликте Великобритании и Аргентины. «Лондон» и «Кэмпбелтаун» на неё не успели, но последний, благодаря опыту Фолклендской кампании, получил новый, более мощный состав вооружения.

Подводная лодка проекта 877 «Магнитогорск» (2002)

ДЭПЛ "Владикавказ" проекта 877.ДЭПЛ «Владикавказ» проекта 877.

Дизель-электрическая подводная лодка принимала участие в параде на день ВМФ. В 2016 году празднование 75-летия «Дервиша» в Архангельске посетил однотипный с «Магнитогорском» «Липецк». Подлодки проекта 877 «Палтус» на западе из-за своей выдающейся малошумности получили прозвище «Чёрная дыра».

Отметим, что в интернете есть чёрно-белое фото ДЭПЛ проекта 641 (предыдущее по отношению к «Палтусу») на рейде в Архангельске. Сделано оно в день ВМФ в 80-х годах, но ни точная дата снимка, ни название субмарины неизвестны. В 1962 году четыре лодки данного проекта должны были прорывать морскую блокаду Кубы в рамках операции «Кама». Но, к счастью, до прямого столкновения с кораблями ВМС США дело не дошло.

Парусник «Мир» (2015)

Парусник «Мир», фото «Правда Севера»Парусник «Мир», фото «Правда Севера»

Самый быстрый парусник в мире (максимальная скорость — 21 узел или 38,9 км/ч) посетил Архангельск во время военно-патриотического похода в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Помимо рядовых горожан, заглянул на судно и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Барк «Крузенштерн» (2015)

"Крузенштерн" в Бремерхафене, 2005 год. Фото Antarigo, wikpedia.org.«Крузенштерн» в Бремерхафене, 2005 год. Фото Antarigo, wikpedia.org.

Гигантский парусник (длина — 114,5 метра), переданный в 1946 году Германией СССР в качестве репараций, четыре года назад сел на мель в дельте Северной Двины. К счастью, никаких повреждений винджаммер, спущенный на воду в 1926 году, не получил и успешно пришвартовался у морского речного вокзала.

Отметим, что на счету барка — два кругосветных путешествия. Первое состоялось в 1995–1996 годах и было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. Корабль преодолел более 42 тысяч морских миль, пересёк три океана и посетил 15 зарубежных портов

Второе кругосветное плавание 2005–2006 годов посвятили 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ивана Крузенштерна. Парусник прошёл более 45 тысяч морских миль и зашёл в 21 иностранный порт.

Мы постарались вспомнить самые примечательные корабли, но могли и упустить прибытие в Архангельск других выдающихся экземпляров судостроения. Уважаемый читатель, не суди строго — город у нас портовый, кораблей много.

«Регион 29» выражает благодарность администрации сайта «Старый Архангельск» за возможность использовать ряд фото.