Зачем туда снова? Что будет новенького? Как помочь и как приблизиться к ближнему кругу? Воспользовавшись кратким «заездом» отца-основателя «Тайболы» Ильи Кузубова в Архангельск — между организационными делами и заграничными миссиями, — «Регион 29» расспросил его о грядущем фестивале.

Илья Кузубов в брендовой фестивальной толстовке. Фото Артёма Келарева.Илья Кузубов в брендовой фестивальной толстовке. Фото Артёма Келарева.

— Илья, одним из новшеств будущего фестиваля вы назвали арт-лагеря. Что это такое?

— К сожалению, координатор, который хотел заниматься этим направлением, взял самоотвод. Не знаю, случатся ли они или нет, очень надеюсь, что случатся. Проблема в том, что далеко не все люди, которые селятся в большом палаточном лагере, вовлечены в фестиваль. Многие приезжают просто посидеть своей компанией, попеть песни под гитару — и не всегда в трезвом виде. Потом я часто слышу: «Мы приехали на классный семейный фестиваль, а у нас под боком ночью кто-то орал „Чижа“!» — при всём уважении к Сергею Чигракову.

За позитивный пример я решил взять фестиваль BurningMan, где есть несколько видов активностей, в которые можно «вписаться» извне: арт-объекты, так называемые «мутант-мобили» — это когда различные средства передвижения переделывают в какие-то творческие штуки, разъезжают по пустыне в невероятных и монструозных автомобилях будущего, — перформансы и как раз арт-кэмпы. В этих арт-лагерях может происходить всё, что угодно — званный ужин русской кухни, вечер чтения, мастер-классы или любая другая социальная активность.

Мне бы хотелось организовать от пяти до десяти таких кэмпов, обеспечить их стройматериалами, придумать для них поощрения: привнести культуру и в фестивальное общежитие, чтобы из этих лагерей получилось нечто большее, чем пять палаток у костра. Потому что одна из задач «Тайболы» — превращение зрителей в активных участников. Это, во-первых, улучшит атмосферу в большом гостевом лагере, а во-вторых, станет ещё одной активностью, о которой я уже мечтаю очень давно. Мне было бы приятно увидеть площадки, которые придумал не я, не люди из ближайшего круга координаторов, а люди извне. 

Это такой аутсорсинг: люди собрались, сделали, и не для меня, а для тех, кто встал с лагерем рядом. Чтобы соседи не сторонились друг друга, а дружили, ходили друг к другу в гости. Единственное, что не должны будут нарушены основные правила фестиваля. Вряд ли мы разрешим разливать пиво на безалкогольном фестивале. А так я за любую инициативу — мастер-классы, чтения, кружочек самодеятельной песни — только после полуночи рядом с детскими палатками не надо шуметь.

— Но должны ведь появиться какие-то люди, которые это запустят?

— Да, я очень надеюсь, что они появятся, потому что, к сожалению, где-то пятая часть координаторов вышла из игры, и теперь мы ищем новые лица. Думаю, арт-лагеря будут востребованными. У нас обычно всё очень долго раскачивается. Когда мы впервые проводили конкурс рисунков на асфальте, заявок было штук пять. Думаю, если мы в этом году его сделаем, заявок уже будет около 15. Может, с первого года эта идея не взлетит, но мне бы хотелось, чтобы весь фестиваль был творческим, а не только основные площадки. Летом 2019 площадь фестиваля будет меньше и локации будут гораздо ближе друг к другу, поэтому вряд ли у кого-то получится отсидеться в кустах. Дух «Тайболы» будет везде!

— Что касается активностей, в этом году у вас также запланированы конкурс графического дизайна и фан-арта. По мотивам этих работ дизайнер Анна Злотко потом создаст коллекцию?

— И да, и нет. Конкурс графического дизайна и фан-арта будет. Каждый год арты лауреатов мы используем в качестве основных принтов для футболок фестиваля. В этом году мы напечатаем новые футболки — с рисунками победителей прошлого фестиваля. Анна Злотко будет создавать коллекцию, посвящённую «Тайболе», но там будут использованы арты нашего старого друга и соратника Андрея Данчинского. С его рисунками, напоминающими петроглифы, мы уже выпустили набор классных открыток под названием «Безымянные духи». То есть, мы возьмём то, что было создано три года назад. Эти арты очень удачные, и мне очень обидно, что мы их так мало использовали.

А почему я пригласил Анну Злотко? Она у нас дважды волонтёрила на площадке проекта «Открытый мир» для людей с ограниченными возможностями и она дизайнер одежды. Было бы классно увидеть авторскую одежду — что-то посложнее принтованной футболки. Возможно, мы выпустим капсульную коллекцию каких-то casual вещей, которые не стыдно надеть и в обычной жизни.

— А в остальном фестивальная инфраструктура останется прежней? Главная сцена, ярмарка, библиотека?..

— В целом, да. Есть порядка 15 локаций мечты, которые мне хотелось бы запустить. Конкурс арт-лагерей, «Башня наместника»… Я очень давно хочу запустить локацию «Верфь». Не знаю, получится или нет. Вот, пойду знакомиться с Евгением Шкарубой [шкипером клуба «Морские практики»].

— Кстати, про верфь. Была идея совместного проекта с музеем викингов: драккар причалит к фестивалю?

— К сожалению, в этом году драккар точно не придёт. Были мысли о том, чтобы он пошёл на Вардё на Поморский фестиваль, но и до туда он не дойдёт. Максимум — до города Чили-фьорд, и только через год он, может быть, дойдёт либо до Вардё, либо до Архангельска. Эта идея исходит от почётного консула Норвегии Андрея Александровича Шалёва: он хотел организовать своеобразный мастеровой сход для людей, интересующихся кораблестроением и исторической реконструкцией малых судов. В музее викингов «Лофотр» есть два действующих драккара, на которых они ходят по морю и возят туристов.

Я хотел в своё время позвать мастера-берестянщика Александра Шутихина, который делал берестяные лодки. Хочется показать, что живя у моря, можно своими руками сделать судно, даже из подручных материалов — у меня есть знакомый, который из пластиковых бутылок и пищевой плёнки собрал каноэ, — и как-то на нём минимально путешествовать. Важно показать: мы живём у большой воды и абсолютно ею не пользуемся. Вот уже три года ничего не выходит, потому что нет координатора.

Основной план — реализовать проекты, которые уже запущены на более высоком качественном уровне. В этом году будет снова четыре сцены — главная, электронная, огненная — для артистов оригинального жанра (она же спортивная), и акустическая, которая в этом году будет объединена с книжным шкафом. 

Будет отдельная эколокация, которой будет заниматься Елена Давыдова из Урдомы. Она присоединилась к фестивалю год назад. Елена преподаёт в школе, у неё есть опыт раздельного сбора мусора и продвижения культурных активностей. Молодёжный центр Архангельской области тоже вышел на меня с предложением совместить наш фестиваль со своим экофорумом. Я разговаривал с Архангельским центром природопользования и охраны окружающей среды — возможно, они тоже проведут какие-то мастер-классы и лекции. То есть, идея развивается. У нас всегда на фестивале есть экологическая составляющая, на этот раз инициатива будет заметнее. Это важно, нужно, и раз есть люди, готовые этим направлением заниматься, я только рад. Скорее всего, мы совместим экопросвещение с семейной локацией, чтобы всем от мала до велика рассказать, что делать с твёрдыми бытовыми отходами и как вести себя на природе.

— Артистов для главной сцены уже нашли?

— Уже есть несколько договорённостей с артистами из других регионов. Есть коллективы, которые я хочу позвать, но они либо не знают о моём существовании, либо мы списывались когда-то. Хотелось бы, конечно, пригласить не только коллективы, состоящие не из одного-двух человек, необходимо показать разнообразие некоммерческой музыки. Я был бы счастлив привезти биг-бэнд с духовыми медными, например.

— Зачем людям, которые уже не раз были на «Тайболе», ехать на неё вновь? Наверное, им всё уже будет знакомо?

— Не обязательно. Во-первых, мы каждый раз мы обновляем площадки и состав координаторов и волонтёров на 30 процентов. Во-вторых, мы очень зависим от погоды, и всё всегда происходит по-разному. Иногда получается собрать крутую культурную программу, как было в прошлый раз, а иногда выходит походный фестиваль для тех, кто любит суровый холод, как было на Онеге. Мы тогда собрали меньше всего людей — 2000 человек, — но люди из других регионов, наоборот, восторженно отзывались об этой самой суровой «Тайболе». +5, холод, штормовой ветер — это, по мнению некоторых гостей, была самая крутая «Тайбола». Хотя, по-моему, самая тяжёлая и тревожная.

Есть вещи, которые я не могу контролировать. «Тайбола» — это фестиваль-вдохновение, фестиваль-впечатление. Если люди уже наелись возможностью быть гостями, надо вливаться, становится соучастником. Это совершенно другая история.

— А как, например, можно влиться?

— Нам не хватает физической силы, но задач очень много — творческих и не очень, ответственных и второстепенной важности. Всегда можно написать координатору нашей кадровой службы Анастасии Мартыненко и её первой помощнице Полине Выморковой и рассказать, что ты умеешь и хочешь делать. Дело найдётся. Есть много нетривиальных задач, а есть много тривиальных, которые никто не хочет выполнять: работать парковщиком на автостоянке, проверять билеты в фестивальных автобусах. Может быть, это скучно, но это важно. Самые важные задачи, как правило, не творческие. Не обязательно обладать горой мышц или умением рыть канавы, чтобы влиться в команду. Можно мелом на доске писать, когда отходит автобус или переводить посты с русского на английский язык. Любая помощь пригодится и сделает фестиваль лучше!