Юные актёры, студенты второго курса, прочитали обжигающе актуальную и до ужаса (или до смеха) злободневную новейшую современную пьесу — «Финист ясный сокол» Светланы Петрийчук.

Прочитать эту пьесу со своими студентами в рамках Всероссийской театральной акции решил преподаватель актёрского мастерства колледжа и режиссёр Дмитрий Тарасов, хотя ещё год назад он считал, что читки себя исчерпали.

— Сегодня различают четыре вида читок, — пояснил Тарасов зрителям, собравшимся в погружённом в полумрак олдскульном зрительном зале колледжа. Литературная, актёрская, читка как начальный этап работы над спектаклем… И последний вид — драматическая читка. С развитием фестивального, лабораторного движения в стране появляется всё больше хороших новых пьес, с которыми надо знакомиться.

О Светлане Петрийчук Дмитрий Тарасов узнал как раз-таки благодаря двум большим конкурсам. Пьеса «Финист ясный сокол» вошла в шорт-лист программы «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров» и конкурса новой драматургии «Ремарка».

Дмитрий Тарасов.Дмитрий Тарасов.

— Моя подруга в жюри этих конкурсов, и я попросил её: «Дай мне лучшее, что у вас есть в этом году!», — рассказал Дмитрий. — Современную драматургию обязательно нужно читать. В позапрошлом году обязательна к прочтению была пьеса «С училища» Андрея Иванова, в прошлом — «Серёжа очень тупой» и «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, а в этом вот — «Финист ясный сокол».

Героини пьесы в стилистке «Театра.doc» — Марьюшки — молодые русские женщины, отправившиеся в Сирию к суженому из Вконтакте или Facebook. Их неустановленное количество или, по некоторым данным, до двух тысяч за последние несколько лет. Этой ремаркой драматург предоставляет постановщику практически неограниченную свободу — отдать все реплики невест одной актрисе или нескольким исполнительницам. Например, Дмитрий Тарасов назначил Марьюшками трёх своих студенток.

Другие центральные фигуры пьесы — судья и блаженный Августин, который на суде выступает свидетелем защиты. Он говорит о безусловной любви и вере, но в контексте пьесы его слова звучат нелепо и выспренно. Судья, по сути, тоже собирательный образ представителей третьей власти. А также общественного мнения: в одной из самых жёстких сцен пьесы судья зачитывает комментарии, которыми пользователи Рунета оставляют под новостями о невестках-мигрантках. «Сегодня её освободишь, а завтра она метро взорвёт», — и тому подобное.

Эта пьеса не только о современной России и современной политической карте мира, но и о всех нас, об абьюзе и о токсичных отношениях.

Драматург Светлана Петрийчук органично и умно вплела в ткань пьесы элементы фольклора и русских народных сказок: для Марьюшек жених из Сирии — это сказочный богатырь, Финист ясный сокол. А русские мужчины ему не чета — перекати-поле, никаких идеалов… Даже название террористической организации, запрещённой в России, автор остроумно переиначила — Тридесятое государство. Дмитрий Тарасов эти фольклорные отсылки подхватил и усилил, нарядив троих своих Марьюшек в лубочно-русские сарафаны. И эти «матрёшки» потом учились завязывать хиджаб.

Судебные речи и истории Марьюшек, словно записанные в технике «вербатим», скрепляют между собой инструкции — как совершить свадебный обряд никах по скайпу, как носить хиджаб, как приготовить шоколадный халяльный торт, как играть на традиционном сирийском инструменте уд и как сделать открытку на Курбан-байрам своими руками. Последняя инструкция — как завязывать платок в колонии.


*запрещённая в России террористическая организация.