— Сегодня говорим о том, с чем минувшей зимой столкнулся каждый архангелогородец — нечищеные тротуары, заваленные снегом автобусные остановки и проезды к домам.

— Как администрация города контролирует работу подрядчика. Успеет ли последний вывезти снег по максимуму, чтобы через пару недель мы не уплыли? 

— Эти и другие вопросы обсудим с представителями администрации Архангельска и «Плесецкого дорожного управления». Они уже на подходе. А пока давайте посмотрим, как мы прожили зиму и что происходит в начале весны? Середина февраля. Снега в этом году много. Центральные улицы расчищены неплохо. Но тротуары завалены, а во дворах полный бардак. Водители застревают в снежной каше, пешеходы еле передвигаются — ведь под массой снега — лёд. Управляющие компании в большинстве своём бездействуют. А там, где убрано — свои неудобства. Снежные пирамиды сузили проезды, завалили парковки и тротуары.

Вопрос плохой уборки улиц, дворов и тротуаров областного центра за зиму набил оскомину. Но снова звучит — уже на весенней пресс-конференции главы Архангельска.

У  природоохранной прокуратуры вопросы тоже есть. 

Заместитель Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Максим Кузнецов: 

«Помимо снега, действительно, присутствуют и иные предметы. Не понравилось нам то, что имеется под строительной техникой, под тракторами разливы нефтепродуктов. Необходимо взять с контролирующими органами отбор проб еще, соответственно — и там уже решим: посчитаем ущерб. Если специалисты установят, то будем решать вопрос о принятии мер реагирования». 

Не исключено, что нарушителей привлекут к административной ответственности. Причём, спросить могут не только с тех, кто складирует снег, но и с собственника участка — муниципалитета.  Антон Верещагин — начальник отдела содержания дорог и безопасности дорожного движения администрации Архангельска и Артём Колосов начальник Архангельского дорожного участка АО «Плесецкое дорожное управление» — у нас в студии. Здравствуйте.

— Первый вопрос к вам, Артём Алексеевич, успеете ли вывезти из дворов и с улиц Архангельска снежные завалы до того, как всё растает?

— По муниципальному контракту у нас заложен объём вывоза снега — это около 370 тысяч кубов снега. На данный момент мы вывезли где-то 230 тысяч кубов. То есть, до начала потайки мы успеем вывезти весь снег.

— А есть, может быть, какой-то график?

— Мы работаем согласно регламенту. График улиц мы публикуем в пресс-службе. Это, в основном, те улицы, где все заставлено автомобилями, чтобы жители могли их убрать и не затруднять уборку.

— А есть ли участки, которые вызывают опасение в связи с этим? Я знаю, что эксперимент, который проводился на улице Логинова, не удался. Машины там так и остались, так же как и снег.

— Почему? Данные знаки были поставлены относительно недавно. Требуется время, чтобы водители могли привыкнуть к этому нововведению. Думаю, постепенно люди дисциплинируются и будут соблюдать предписания знаков.

— А у нас есть звонок. Здравствуйте, мы вас слушаем.

— Здравствуйте. Это Сергей Николаевич Рожков. Я хочу задать вопрос Артему Колосову. Имеет ли право Плесецкое дорожное управление складировать снег, который они собирают, вдоль обочин и на газонах? Я видел однажды, как между улицами Вологодской и Гайдара работал погрузчик и десять человек в форме складировали снег вдоль забора.

— Происходит очистка ограждения. Рабочие вычищают снег, подталкивая его ближе к проезжей части, а потом уже идет вывозка техникой, погрузка в автомобили.

— У нас на Троицком ограждения есть не везде. Может быть, мы и здесь, Антон Алексеевич, как-то придём к компромиссу? Они явно мешают уборке, но в то же время нужны для безопасности.

— Некоторые сложности наблюдаются. По требованиям ГОСТ должны быть около регулируемых пешеходных переходов по 50 метров в каждую сторону леерные ограждения. Сейчас те ограждения, которые стоят на всем протяжении — это, наверное, был какой-то дорожный проект лет шесть назад. Сейчас мы работаем в этом направлении. Со временем мы меняем старые ограждения на новые.

— Мы уже начали разговор о технике. Расскажите, что за техника работает и хватает ли её для уборки Архангельска?

— Когда мы заходили на город Архангельск, количество техники было рассчитано. Максимальное количество техники — около 150 единиц. Мы учитываем, сколько должно выпасть осадков, таким образом, прогнозируя нашу работу и выход техники.

— Есть еще один звонок в студию. Здравствуйте. Мы вас слушаем.

— Добрый день. Меня зовут Галина Ивановна. Я живу в округе Варавина Фактория. У нас тут две школы. Дорога расчищена в обе стороны, но для проезда машин всего в одну колею. И когда идут дети, то получается опасная ситуация. Кто должен чистить эту территорию между нашими домами?

— Я так понял, что вопрос больше к администрации, так как Плесецкое дорожное управление отвечает только за дороги 1,2 и 3 категории. Дворовые проезды — это, действительно, проблема. Некоторые остаются у нас на балансе. Некоторые отходят к домам. Надо разбираться отдельно с каждым конкретным случаем. Сейчас пойдет потайка и мы продолжим наши работы по расчистке. Выйдем по этому адресу, посмотрим.

— Антон Алексеевич, Вас, как представителя заказчика, устраивает, как ДРСУ вывозит снег (объемы, регулярность)?

— У нас есть контракт. Они по нему работают. Если контракт не выполняется, то мы у них удерживаем какие-то средства. Оценить затрудняюсь. Но работают по регламенту.

— Зимой мы подрядчика ругали за невывоз снега, а по весне за то, что снег вывозится на полигон. Экологи тоже обнаружили нарушения. Получается какой-то замкнутый круг. Попытаемся ли мы его как-то разорвать? Или же всё в порядке и это происходит согласно регламенту?

— Этот год вышел самым снежным за последние пять  лет. Если я не ошибаюсь, то из 70 дней всего парочка были без снега. Плесецкое дорожное управление постоянно убирали снег, акцентируя на этом свое внимание, а на вывоз, возможно, времени и не оставалось. Когда снегопады прекратились, они активно подключились к вывозке. Средний объем вывозки за неделю около 30 тысяч кубометров. Поэтому, думаю, они успеют оставшееся вывезти за месяц.

— И у нас снова звонок. Здравствуйте. Мы вас слушаем.

— Меня зовут Дмитрий Николаевич. Улица Ларионова северный округ. Раньше, когда чистили улицу, трактор шёл в одну сторону, а затем в другую. Дорога всегда была широкая. Второй год трактор ходит в одну сторону при уборке. Дорога стала гораздо уже. Особенно вечером это становится очень неудобно. Почему сейчас так стали заужать дорогу?

— Речь шла о дороге третьей категории. Эти дороги практически пролегают в частном секторе. И расстояние между домами там 5-7 метров. Снега выпало в этом году много. И снежные валы оказались слишком высокими. Но сейчас подрядная организация активно вывозит снег. И вопрос заужения опять же связан с высоким количеством осадков в этом году. Раздвигать дальше на заборы к людям, на машины мы не можем.

— Я тоже хочу подчеркнуть основную причину заужения — большое количество осадков в этом году. Для подобных случаев у нас есть в контракте такая процедура, как перекладка снега. То есть, когда снежный вас становится настолько большим, что его необходимо переложить для дальнейшей вывозки и ликвидации заужения.

— У нас есть звонок. Добрый вечер. Вы в эфире.

— Добрый вечер. Зовут меня Галина Вадимовна. Живу на улице Розы Люксембург. У нас четырехквартирный деревянный дом. Полмесяца назад у нас сошел снег со льдом с крыши и поломал крыльцо, поручни и ступеньку. Обращалась неоднократно, но все безрезультатно. Так же в доме не производится никаких уборок, хотя за содержание платим, как все.

— Мы постараемся привлечь за бездействие управляющую компанию. Только это сейчас могу вам сказать. 

— Антон Алексеевич, Готовится ли администрация предпринять все законные меры, чтобы наказать за бездействие УК, которые не выполняли зимой свои обязанности по очистке снега во дворах?

— В этом случае у нас работает муниципального-жилищный контроль. По вызовам граждан и их обращениям выдается предписание. Если оно не выполняется, то выписывается административный штраф. Если есть какие-то жалобы, то нудно обращаться именно в муниципального-жилищный контроль.

— Артем Алексеевич, дворы и тротуары — по оценке горожан, это две ваших слабых позиции. Почему? У вас нет специальной техники (малогабаритных тракторов)? Как вы делите территории дворов с управляющими компаниями?

— Техника у нас рассчитана на обработку определённых квадратных метров, которые у нас в контракте прописаны. Была другая проблема в феврале, когда началась небольшая потайка. Верхний слой снеговой дороги начал разрушаться и таять. Данная «каша» убиралась тракторами МТЗ, но снег продолжал таять, а «каша» появлялась при взаимодействии с ногами людей. Но пользуясь этим случаем, мы выгоняли тяжелую технику, которая расчищала тротуары до асфальта. То есть, сейчас у нас большое количество тротуаров находится в чистом состоянии. Места, где не может пройти техника, расчищают дорожные рабочие.

— К теме тротуаров мы еще вернемся. А у нас есть новый звонок. Здравствуйте. Мы вас слушаем. Какой у вас вопрос?

— Здравствуйте. Меня зовут Николай. В этом году Архангельск должно было убирать Плесецкое дорожное управление. Как уже известно, они не справились со своим заданием. Собираетесь ли вы с ними продлять договор на следующий сезон? Или поменяете подрядчика?

— Уже сейчас мы прорабатываем дальнейшие перспективы по дорожным работам. Сейчас стоит задача — перейти на трёхлетний, более длительный контракт. Будет выполнена работа по улучшению контракта. Весной-летом определится новый подрядчик, но мы точно не может говорить, кто это будет.

— Контракт на три года, но в зиме остается по-прежнему три месяца. С чем связано продление срока контракта?

— Переход контракта 1 января для подрядчиков не очень удобен. Если торговые процедуры проходят в августе–сентябре, и уже подрядчик знает, что он не вышел, проиграл, грубо говоря, то у него нет потребности в закупке противогололедного материала, дорогого оборудования для уборки улиц. Это сделано для того, чтобы любой мог поучаствовать. Поэтому выставлен такой рубеж, как окончание осеннего и начало зимнего.

— Атон Алексеевич, на встрече госдумы представитель Плесецкого дорожного управления выступал перед депутатами и говорил, что часто мешает в уборке ужасное состояние тротуаров. Серьезная ли это сейчас проблема?

— Есть такое. Можно посмотреть на улицу Тимме. Там тротуар находится в довольно плачевном состоянии, поэтому трудности с уборкой есть.

— А нас есть очередной звонок в прямой эфир. Здравствуйте. Мы слушаем вас.

— Здравствуйте. Почему не спрашивают работу с дворников? К каждому дому закреплен дворник. Почему в советское время даже по деревянным мосточкам можно было пройти в любой обуви, а сейчас невозможно на улицу выйти?

— Штат дорожных рабочих у нас набран. Мест, где узкие тротуары, не так много в Архангельске. Из-за этого, в основном, акцент делается на механической уборке тротуаров.

— Мосточки есть и были. Есть участки, где по-другому не решить проблему, кроме как деревянными мосточками. А что касается вопроса содержания тротуаров, то он очень жестко стоял при обсуждении дальнейшей методики содержания. Люди переезжают в большие города, например, в Москву или Питер. А потом сравнивают их с Архангельском. Конечно, там и суммы совершенно другие выделяются на содержание тротуаров. Да и качество самих тротуаров там другое. Мы рассматривали так же возможность внедрения тех же дворников на все тротуары города, но это будет стоить в 11 раз дороже, чем механизированная уборка. Вся сумма контракта пойдет тогда именно на уборку тротуаров, а остальные места города нам придется самим убирать. Артемий Заварзин: Антон Алексеевич, почему до сих пор не решен вопрос с содержанием бесхозных участков в черте города?

— Речь идет именно о дворовых территориях, или же так получилось, что некоторые места состоят у нас на балансе, за какие-то отвечает управляющая компания, а другие, и правда, остались бесхозными. Муниципалитет ведет сейчас работу в этом направлении. Мы каждую зиму анализируем ситуации. В принципе, площадь занятых нами территорий увеличивается. Конечно, остаются проезды, которые располагаются на дворовой территории, где нет социально значимых объектов. Мне кажется, жители тоже должны вести активную работу по перестройству таких земель, чтобы за нее начала отвечать управляющая компания. Артемий Заварзин: Рассмотрим ситуацию: жители дома скинулись и наняли технику за свой счет, чтобы содержать в порядке бесхозную землю. Но при этом устанавливают шлагбаум и просят деньги за парковку с чужих и т. д., одним словом, хозяйничают. По логике, если земля ничья, и муниципалитет никак не участвует в ее содержании, то они это вполне могут сделать? Или нет?

— Так делать нельзя, если у земли есть какой-то собственник. Так же для таких действий есть ряд ограничений. Например, если этот проезд не пожарный. Но, а так, это вполне нормальная практика, когда есть многоквартирный дом и у него огороженная территория.

— Антон Алексеевич, 800 000 рублей штрафов — за что так наказано Плесецкое дорожное управление? Не думаете ли Вы, что на эту сумму предприятие меньше окажет услуг населению? Хочется спросить, от чьего имени вы выступаете, как заказчик?

—  Я бы уточнил, что на сегодняшний день у нас порядка миллиона ста пятидесяти рублей — это объёмы, которые не приняты к оплате. Есть некоторые объёмы работ, которые не соответствуют регламенту. Специалисты в каждодневном режиме выезжают и раздают предписания. И получается, что работы еще не принимаются к оплате, пока не будет устранено нарушение.

— А расскажите поподробнее о регламентах, которые прописаны в контракте?

— Дороги делятся у нас на три категории. Первая — приоритетная. На них идут маршруты общественного транспорта, поэтому мы в любое время дня и ночи должны обеспечивать там проезд. Вторая категория — это поперечные улицы. Третья — дороги, которые в основном находятся под слоем уплотненного снежного покрова. К ним относятся отдаленные территории. Есть требования ГОСТ по очистке. Первая категория — 4 часа после снегопада. Вторая и третья — 6 часов. По вывозке снега: первая категория — в зависимости от интенсивности снегопада должна быть вывезена от 1 до 7 дней. Самый большой срок дается на вывозку и перекладку третьей категории — до 14 дней.

— Могут ли в процессе контроля участвовать жители? Если да, то каким образом и есть ли у вас подтверждающие факты по итогам прошедшей зимы?

— Плесецкое дорожное управление активно сотрудничает с горожанами с помощью вайбера и диспетчерской службы. Ведется журнал звонков и жалоб. Конечно, работа корректируется в зависимости от звонков, где указываются недочеты. Так же есть онлайн платформа, где каждый желающий может увидеть, где сейчас работает техника. Артемий Заварзин: Артем Алексеевич, Песко-соляная смесь — еще один повод для раздражения, уже со стороны водителей. Разве не проще отказаться от нее? Ведь весной и летом вам же придется убирать песок с улиц? А.К.: Мы не используем песко-соляную смесь. У нас используется смоченная техническая соль. Объемы использованной соли точно такие же, как и раньше просто туда не добавляется песок. Он только используется при обработке тротуаров от скольжения. Согласно регламенту, там мы не можем использовать реагент. Весной песок появляется на дороге из-за разницы высоты бордюрного камня и почвы. Дождями вымывается с тротуаров на дороги.

— В любом случае, в вашей ответственности убрать этот песок. Как вы собираетесь это делать?

— Песок будем смачиваться водой, чтобы не было пыли. А затем смываться водой с помощью техники. Артемий Заварзин: Спасибо нашим гостям, спасибо телезрителям, включившимся в разговор! Эта тема не потеряет своей актуальности в любой сезон. Так что мы обязательно к ней еще вернемся. Анна Резанова: Кстати, в воскресенье профессиональный праздник отметят работники сферы ЖКХ. Поздравляем вас и желаем работать на результат.