— Здравствуйте. Давно отмечено — торговых центров в городах становится всё больше. На первый взгляд — это абсурд, неужели у нас с вами хватает денег, чтобы обеспечивать им всем безбедное существование? Оказывается, да. 

— По данным Архстата за 2018 год объёмы продаж в розничной торговле, общепите, сфере платных услуг выросли. За счёт чего? Обсудим это сегодня с нашими гостями. Первый гость — это доцент кафедры экономики Высшей школы экономики и управления САФУ Ольга Сушко. Ольга Петровна, добрый вечер. Вас не смущает все возрастающее количество торговых и торгово-развлекательных центров в Архангельске?

— С точки зрения рядового покупателя рост торгово-развлекательных центров заметен, с точки зрения экономики — мы в общероссийском тренде. Точно такая же динамика отмечается во всех регионах. Если оперировать данными последних исследований, ввод и строительство торговых центров сокращается. По сравнению с 2015 годом строительство по России сократилось почти в два раза. Возможно, до Архангельской области только добрался этот общероссийский тренд. Что касается ближайших прогнозов на 2019 год, по данным девелоперов запланировано порядка 700 000 квадратных метров. Около 40 процентов будет приходиться на регионы. Новая тенденция, которая тоже, наверное, дойдёт до Архангельска — курс на строительство торговых центров районного масштаба, небольших по объёмам, связано это с локализацией на потребителя. Потребители дорожат теперь не только деньгами, но и временем, они не готовы ехать за покупками куда-то далеко. 

— Давайте посмотрим небольшой материал: на основе данных от Архстата по итогам 2018 года. В нём, конечно, не все цифры. Мы взяли именно те, которые лягут в основу сегодняшнего разговора. Среди обилия представленных цифр есть особо интересные: например, спрос на кондитерские изделия падает — их стали производить на девять процентов меньше, чем в 2017 м. Мясных полуфабрикатов тоже на прилавках поубавилось — местные производители снизили темп на 21 процент. В тоже время, у аграриев — показатели идут вверх.

— К нашей гостье — доценту кафедры экономики Высшей школы экономики и управления САФУ Ольге Сушко присоединяется директор Архангельского городского рынка Григорий Игнатьев. Григорий, приветствуем Вас. Продолжим тему, которую начали пару минут назад. В Архангельске и остальных городах региона сегодня работает много и даже слишком много торговых центров. При этом производственных предприятий на местах, напротив, осталось по минимуму. Так из чего складывается экономика: во-первых, торгового бизнеса, а во-вторых, самих территорий? Ольга Петровна — вопрос к вам.

— Территорий, прежде всего, и объёма продаж на этих территориях, естественно. Любой торговый центр включает в себя целый комплекс — это продукты питания, непродовольственные товары, дополнительные услуги, сети быстрого питания, детские центры, досуговые развлечения. Люди привыкли к хорошей культуре потребления товаров и услуг. Объём потребления, продаж и услуг, соответственно, будет расти. 

— Григорий, давайте сразу договоримся — в какой нише сейчас работают рынки? Есть шаблон предыдущих лет — на рынке закупаются люди с небольшим достатком, потому что у товаров качество рыночное, и цены рыночные, то есть низкие. Сегодня о продуктах на городском рынке такого не скажешь. Так кто ваш покупатель?

— Шаблон такой действительно был лет 15 назад. Что касается одежды и промтоваров — наверное, Вы правы. Что касается продуктов питания — сейчас потребитель принадлежит к среднему классу и выше. К сожалению, мы не можем похвастаться увеличением оборота.

— У нас есть звонок. Здравствуйте, мы слушаем Вас.

— Здравствуйте, я житель Привокзального района. У меня вопросы по поводу ассортимента магазина Магнит. Раньше он бы намного шире.

— Могут ли рынки конкурировать с федеральными сетями?

— Большие федеральные сети берут объёмом ассортимента. Но ассортимент качественных продуктов заметно меньше, чем на рынке.

— Сегодня много говорят о том, что высокие цены в нашем регионе — это результат нашей энергетической системы. Была бы в свое время построена атомная электростанция, были бы тарифы на электроэнергию низкие, тогда и цены так не росли бы — это популизм или есть экономическое обоснование?

— Стоимость одного КВт/ч атомной энергии, по подсчётам многих мировых исследователей, приближается к стоимости энергии при использовании традиционных видо топлива и гораздо выше стоимости биотопливных энергостанций, гидроэлектростанций и так далее. Поэтому прямой корреляции между ростом цен и энергоресурсов нет.

— У нас ещё один звонок. Здравствуйте, мы слушаем Вас.

— Здравствуйте. Я из Новодвинска. У меня вопрос: для чего нам столько алкогольных магазинов и киосков?

— На центральном рынке, например, запрещено торговать алкоголем.

— Ещё один вопрос, который интересует всех поголовно — почему в нашей стране, добывающей нефть, такие высокие цены на бензин, и при этом они всё время растут?

— Причин роста цен на топливо две. Первая — монополизм рынка, вторая — налоги. С 1 января по 20 марта прирост цен за счет естественных монополий составил 15 копеек. За счет налогов стоимость растет гораздо быстрее. Вырос НДС, выросла стоимость акцизов. В 2018 году вырос налог на добычу полезных ископаемых на 53%. Россия сейчас на 25 месте по стоимости топлива.

— Аексей, согласись, ещё один вопрос из той же серии — почему газ в нашем регионе есть, пусть не везде. Но даже там, где газифицированы территории, тарифы нисколько не ниже? Об этом мы спросили руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области Елену Попову. Григорию мы говорим спасибо и до свидания. Ждём третьего гостя и смотрим, что нам рассказала Елена Попова.

— Использование газа в производстве тепловой энергии намного экономически эффективнее. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, цены на природный газ у нас регулируется государством, поэтому прогнозировать более или менее рост тарифа проще. На сегодняшний день у нас есть разбег по тарифам на тех котельных, где используется природный газ, но нельзя сравнивать две котельные, которые имеют разные протяженности сетей, разную мощность, разный полезный отпуск, совершенно разные ремонтные программы. То есть на формирование тарифов влияет очень много факторов. Если мы возьмем, например, две системы, которые имеют одинаковый источник по мощности, одинаковую протяженность сетей и одинаковый полезный отпуск, то котельная, которая работает на природном газе, будет значительно дешевле, чем на мазуте или угле. Кроме того, у нас с 2011 года Архангельская ТЭЦ была переведена на природный газ. Если бы на сегодняшний день использовался мазут, тариф возрос бы с 2011 года по 19 в два с половиной раза. На сегодняшний день он возрос на 32 процента, то есть экономический эффект был достигнут. Кроме того, необходимо учитывать, что у нас уже за этот период окупилась программа модернизации, которая была направлена на переход на природный газ.

— Представляем нашего нового гостя — Александр Назаренко — ресторатор.Александр, Вы буквально до последнего момента работали в общепите Архангельска, то есть вы «в теме». Напомним, что за 2018 год в Архангельской области оборот общественного питания стал больше на 4,2 процента. Как Вы считаете — люди стали больше питаться в кафе и ресторанах? Или рост — исключительно за счет тех заведений, которые работают по ночам, у них стало больше посетителей и дороже цены?

— На самом деле, я никакой корреляции не нахожу между посещением людьми ночных заведений и посещением в дневное время. Просто цены подрастают, и увеличивается объем денег, которые люди тратят в местах общественного питания. Эта тенденция характерна для всей России в целом. Рынок общественного питания растет, особенно по трем направлениям: стритфуд, пекарни, кулинария.

— Расскажите, как в общепите принято реагировать на такие «вызовы», как рост цен на продукты, бензин, коммуналку, увеличение НДС? Всё это закладывается в стоимость блюд или просто работникам не повышают зарплаты?

— В любом случае, быстро повышения цен не происходит, потому что ресторан в любом случае ориентируется на потребителя. Если резко взлетят цены, это может отпугнуть потенциальных гостей. 

— С кем из поставщиков предпочтительнее точки зрения прибыли работать предприятиям общепита — с федеральными сетями, местными производителями, или вообще, с зарубежными партнерами?

— Тут несколько нюансов надо учитывать. Если говорить про местных поставщиков — они могут давать локальные продукты, которые ценятся туристами, людьми, которые разбираются в гастрокультуре. Если мы говорим о более демократичных ценах, лучше работать с крупными поставщиками, потому что у них есть объем. В тех проектах, в которых я работал, мы приоритет делали на качество. Цена будет выше, но человек оценит это. Ведь важен не только вкус, но и подача, сервис.

— Ольга Петровна, расскажите, каков механизм влияния санкций ЕС на наши цены и другие внутренние экономические процессы?

— С введением санкций в 2014 году сразу все ощутили повышение цен на продукты питания, на непродовольственные товары. Вслед за этим поднялись цены и на услуги различные. Это связано, во-первых, с эмбарго — запретом на ввоз большого количества товаров: овощи, фрукты, мясо, молоко, рыба и так далее. Наш сельскохозяйственный комплект не был готов к такой ситуации, поэтому возник дефицит. На этом фоне наши производители также начали поднимать цены.

— У нас ещё один звонок. Здравствуйте, мы слушаем Вас, Вы в прямом эфире.

— Здравствуйте. У меня вопрос к Ольге Петровне. Вы сказали, что Россия занимает 25 место по ценам на бензин. Это показатель среди всех стран мира или среди добывающих стран?

— Среди всех стран. Первые пять — это бедные страны, добывающие нефть: Иран, Судан, Алжир, Нигерия, Венесуэла. Стоимость бензина там, если перевести по сегодняшнему курсу рубля, не более 5 рублей за литр. Самая высокая цена в Зимбабве — 252 рубля за литр.

— Как Вы можете прокомментировать такую ситуацию: по данным Архстата за 2018 год в регионе вырос объем продаж продуктов и непродовольственных товаров, объем платных услуг и общепита. При этом все дорожает, а доходы в реальном выражении снизились на 1,6%. И населения стало меньше (естественная убыль и миграция). Разве это не противоречие? Или у нас стало больше состоятельных людей?

— Вы сами ответили на свой вопрос. Население сокращается за счёт снижения рождаемости, миграции, снижаются доходы. Но цены на товары растут. Если в натуральном выражении посмотреть, сегмент дешевой продукции увеличивается за счет сокращения продаж более дорогих товаров. Люди не могут многое себе уже позволить.