Напомним, что в феврале 2020 года Поморье отметит столетие Абрамова. В преддверии этого события в декабре 2018 года областная библиотека имени Добролюбова объявила конкурс проектов памятника. Сначала на конкурс поступило 16 заявок из девяти городов России — Архангельска, Вологоды, Москвы, Тольятти, Жуковского, Котельников, Санкт-Петербурга, Кирова и Ульяновска. 

Представить макеты, предварительные сметы и проекты благоустройства территории смогла дюжина скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Почти три недели эти макеты выставлялись в библиотеке на обозрение читателей. За это время посмотреть их и оставить отзывы смогли около 500 архангелогородцев. В книге отзывов северяне говорили о мудрости эскизных проектов, дыхании родного абрамовского слова. Один из читателей даже оставил одному из скульпторов комплимент высшей пробы: будто бы ваятель только что поговорил с Фёдором Александровичем.

Но решение принимала конкурсная комиссия, в состав которой вошли библиотекари, писатели, архитекторы и представители городской и областной администрации. 8 апреля члены комиссии, наконец, приняли решение, и только тогда узнали, кому из скульпторов принадлежат макеты-победители. Их фамилии они назвали на пресс-конференции в Добролюбовке.

По положению о конкурсе, нужно было выбрать победителя, но в процессе работы члены комиссии решили отметить дипломами второй и третьей степени ещё два макета. Эти символические награды, по словам директора библиотеки Ольги Стёпиной, можно считать своеобразными рекомендациями к установке в других местах.

Победу члены комиссии присудили классическому бюсту на постаменте. Оказалось, что его на конкурс представила известный архангельский скульптор Надежда Шек. Победа-победой, но комиссия предложила ей в течение десяти дней доработать постамент и архитектурно-пространственное решение проекта.

Немного до победы не хватило второму макету, выполненному москвичом Владиславом Мишовым. 

А на третьем месте оказался проект Сергея Сюхина — создателя памятников Писахову, Шергину, Сене Малине и других бронзовых обитателей Чумбаровки и памятных мест Архангельска.

Члены комиссии учитывали множество факторов — «вписанность» памятника в ансамбль библиотеки, художественное раскрытие образа писателя, но каждый всё равно руководствовался чем-то своим.

— Я прислушивался к своей душе, — рассказал член Союза писателей, поэт и радиоведущий Валерий Чубар. — Проекты сидящей фигуры как-то закономерно не попали в лидеры: всё-таки Абрамов — это движение, это возвышенность, это восставший человек. Его сложно представить на завалинке с книжечкой. Он даже на фотографиях, как правило, либо стоял, либо шёл куда-то.

Валерий Чубар.Валерий Чубар.

Макеты, завоевавшие второе и третье место, по словам Валерия Чубара, стали предметом бурного обсуждения.

— Лично меня в третьем макете маленькие домики смущали, — рассказал член комиссии, — на их фоне Абрамов — как какой-то Гулливер. К тому же, не много ли было бы памятников с одной художественной идеей? Похожие домики — на памятнике Шергину…

В бюсте членов комиссии привлёк лаконизм, сочетание с геометрией здания Добролюбовки, камерность и компактность, отвечающие месту предполагаемого расположения — в сквере между библиотекой и музыкальной школой. И, само собой, портретное сходство. А им могли похвастаться далеко не все макеты.

— Опосредованно мы получили отзыв Галины Абрамовой — племянницы и наследницы писателя, — рассказала Ольга Стёпина. — И она сетовала на отсутствие в большинстве работ портретного сходства.

Ольга Стёпина.Ольга Стёпина.

Когда эксперты узнали, что макет-победитель принадлежит Надежде Шек, то обрадовались вдвойне.

— Я очень обрадовался за Надежду Капитоновну, — сказал заместитель председателя регионального Союза художников Александр Сверчков. — Это талантливый человек, и у неё еще не было возможности поставить в Архангельске такой памятник. Хотя у неё был опыт увековечения Рубцова в Емецке. Ей можно доверять. Несмотря на свою хрупкость, она — трудяга.

Александр Сверчков.Александр Сверчков.

Вопрос о финансировании установки памятника остаётся открытым.