Чем вызвана такая популярность? Тем, что с помощью декоративной штукатурки можно воплотить в реальность любую идею: от классики до самых авангардных проектов. Преимуществ много: штукатурка долгие годы сохраняет свою фактуру и цвет, и при этом её можно мыть.

Яна Костюк окончила САФУ по специальности «инженер-технолог по художественной обработке материалов». Проработав три года декоратором в Пензе, она вернулась на Север и рассказала нам о своей профессии.

Яна Костюк. Фото из личного архива.Яна Костюк. Фото из личного архива.

— Яна, с чего начался твой путь декоратора?

— Пока я жила в Северодвинске, я понятия не имела, что такое декоративная штукатурка. В других городах России это уже давным-давно популярно, но к нам на север только приходит. Когда переехала жить в Пензу, пришла на собеседование по профессии «декоратор». Мне сразу понравилась эта работа, и уже на третий день я поехала на объект — большой коттеджный дом.

— Твоё образование и творческие работы учитывали при трудоустройстве?

— Образованием интересовались. Это, наверное, единственный раз, когда мне пригодился диплом. Женщина, которая принимала меня на работу — дизайнер. Декоратор, конечно, выполняет то, что требуется, но всё равно необходим художественный вкус. А я до этого на стенах никогда не работала, поэтому показала свои картины, которые рисовала сама для себя. Им, наверное, понравилось, что я сразу загорелась работой.

— Расскажи о своём первом объекте, какой он был и с какими трудностями тебе пришлось столкнуться?

— Я хорошо помню первый объект. Красивый, двухэтажный, стильный коттедж. В нём осталась недоделанной комната отдыха. Руководила процессом напарница, а я была на подхвате. Самое яркое, что я запомнила и какие были минусы — мы испачкали декоративной штукатуркой натяжной потолок. Нам повезло, что он был глянцевый, а не тканевый: быстро вычистили его влажными салфетками, и всё обошлось. Мы делали на стене трафарет — контур в виде мужского лица. Трафарет — это, наверное, самое сложное и самое интересное в моей работе. Бумага от него может отклеиться, либо туда может что-то затечь. Но мой первый трафарет получился хорошо. Все остались довольны.

— Бывали случаи, когда вам самим приходилось придумывать дизайн?

— Мы работали на дизайнерскую фирму, поэтому всё делалось по утверждённому проекту. У нас было техническое задание, и мы его выполняли. Цвет, форма, фактура — по картинке. Когда работали не на организацию, тогда да, предлагали что-то своё. Но мы не дизайнеры. Максимум, что мы могли сделать — объяснить на словах или показать фотографию. Человеку сложно представить, как это будет выглядеть, если ему ничего не показывать. Мы брали небольшие деревяшки 30 на 30 сантиметров, делали примерную фактуру и показывали. А так, чтобы всё обрисовывать и показывать в цвете, конечно же, нет.

— Всегда ли тебе нравились проекты, над которыми ты работала?

— Не то, чтобы не нравились, просто они были не особо интересные. Заказчики из Северодвинска и Архангельска боятся чего-то нового и интересного. Большинство просто прагматичны. Я и сама такая. Если интерьер, то он стандартно бежево-коричневый, либо светло-серый. Редко кто готов на изумрудную стену в спальне, в основном это делают те, у кого достаток выше среднего и не одна квартира. Поэтому почти каждый второй объект был в бежево-коричневом цвете. Это надоедало. Хотелось полёта фантазии. Дизайнерам тоже бывает скучно делать одни и те же объекты. Иногда не нравилось выполнять проекты из-за отвратительных цветов. Если бы мы делали обычную работу и были мастерами-штукатурами, то было вы не важно, какой цвет и какая фактура. А если ты художник в душе и тебе это интересно, то ты будешь заинтересован в сочетании цветов.

Фото из личного архива Яны Костюк.Фото из личного архива Яны Костюк.

— Для тебя работа декоратором ремесло или творчество?

— Если брать работу в Пензе, то это, наверное, было ремесло. Иногда мы брали по три объекта в день, и всё нужно было сделать быстро и качественно. Но в душе я ощущала себя творческим человеком, а не просто рабочим. У нас был объект-долгострой — большой гостиничный комплекс. Это было как хобби, мы подрабатывали там в свободное время. Дизайн-проекта не было, знакомый художник всё придумывал, а мы это выполняли. Смешивали всё что могли и как могли, придумывали своё. Это была нестандартная гостиница с нестандартными номерами. Просто вынос мозга. Директор комплекса доверял художнику и нам, и это было творчество и отдых. Если бы не этот объект, наверное, то, чем я занимаюсь, было бы ремеслом: работа, дом, работа, дом. Сегодня, когда я работаю в офисе, декоративка для меня — это вспомнить былое и внести что-то новое. В Архангельской области только-только узнают о декоративной штукатурке. Это беда дизайнеров, они осторожничают. Спасибо тем, кто пытается протолкнуть декоративку. Это интересно и нестандартно. Если другая часть страны уже давным-давно в декоративке, то у нас можно пересчитать квартиры по пальцам, где люди согласны на это. И то, сделают где-то в коридоре, чтобы домашние животные ничего не испортили.

— Для тебя важно получать обратную связь от заказчиков?

— Я такой человек, которому не всё равно. Я несу ответственность за то, что делаю. Есть те, кто легко к этому относятся, а мне немного волнительно. Иногда, когда люди видят финальный результат, а у них кроме стен в квартире нет больше ничего, их охватывает смятение. Они вроде бы и довольны, но в то же время им чего-то не хватает. Конечно, мы успокаивали, потому что, когда интерьер дополнится, стены заиграют новыми красками. Обычно мужчинам всегда всё нравится. С ними попроще. Женщины переживают чаще.

— Бывало так, что заказчику не нравилась выполненная вами работа?

— Чаще всего нравилась. Пару раз возникали вопросы по цвету, ведь человек выбирает цвет штукатурки по картинке. Бывало, что люди ожидали одно, а получали другое, но всё поправимо. Если не нравился цвет, мы перекрашивали, и всё было хорошо. Был случай, когда заказчику не понравилось совсем. Хозяева решили сэкономить: сказали, что их мастера сами всё сделают, а нашей задачей было сделать только трафарет. Поэтому нам необходимо было наклеить плёнку, сделать верхний слой, снять плёнку. Однако что-то пошло не так и всю стену вырвало вплоть до бетона. Заказчица была в гневе, дизайнеру пришлось вернуть ей часть денег и завершить работу на данном объекте. Это, пожалуй, была единственная конфликтная ситуация.

— Расскажи про самый сложный объект, каким он был?

— Сложный объект был в той гостинице, про которую уже рассказывала. Мы делали трафарет на потолке. Потолок — это самое сложное, что только можно было придумать. Руки затекали, всё валилось, капало. Успокаивало то, что мы там были сами себе дизайнерами и декораторами. Времени было вагон, поэтому всё можно было привести в порядок. И вообще, декоративная штукатурка — это не просто дизайнерский, но и физический труд.

— Какими тремя качествами должен обладать декоратор?

— Усидчивость: иногда приходится делать одно и то же движение на протяжении нескольких часов. Нужно быть терпеливым. Чувство стиля: пускай дизайнер уже всё выбрал, но всё равно необходимо почувствовать, и если потребуется, то что-то подсказать или переубедить. Здоровье: очень много сил нужно вложить в эту профессию. И если у тебя будет что-то болеть или беспокоить, ты не сможешь нормально работать. Тут всё-таки нужно отдаваться полностью.

— Какой, по-твоему, должна быть работа мечты?

— Работать немного, но много зарабатывать и отдыхать. Когда я занималась декоративной штукатуркой, это можно было назвать работой мечты: плодотворно поработал месяц, заработал денег, пообщался с массой людей, поехал в путешествие, всё потратил, довольный и счастливый приезжаешь обратно — и снова за работу.

Фото © Jan Jack Russo Media / Фотобанк Лори.Фото © Jan Jack Russo Media / Фотобанк Лори.